Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 22 января 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/18876/

Опять куриная войнушка

рубрика: Общество
Автор: Валерия СТОЛЯРОВА
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Знакомый фотокор, зашедший на огонёк в редакцию, услышав разговор об американских окорочках, припомнил: у них, на улице Свободы, в магазине килограмм так называемых ножек Буша стоил 79 рублей, но это было вчера. И это хорошая цена. Потому что в магазине недалеко от Красной площади самолично видела фиолетовые, подсохшие окорочка из США за 98 рублей. Как говорится в известной интермедии: 98, но сегодня…


Самое удивительное, что в ближайшей торговой точке на наших, ярославских «ножках», которые выглядели куда как жизнерадостней, если можно так сказать, был наклеен ценник – 110 рублей. Всего на двенадцать рублей разница. Что творится? Может, виновато очередное эмбарго на курятину из США?
На недорогом Балтийском рынке в Ярославле цены на окорочка пока держатся в интервале 75 – 82 рублей у разных торговцев. Хотя есть небольшой рост по сравнению с доновогодним периодом. Сам директор рынка Сергей Прищепов считает, что резкого роста цен на мясо птицы не нужно ожидать, если будет предложение продукции со стороны наших производителей, тем более качественной.
А предложение будет. Начальник отдела животновод­ства областного департамента АПК Инга Михайлова говорит о динамике роста производ­ства куриного мяса и о росте его потребления в Ярославской области:
– В 2008 году произведено 26 тысяч тонн, в 2009-м – 31,6 тысячи. Кстати, по медицинским показателям норма потребления курятины для россиянина – шестнадцать килограммов на душу ежегодно. У нас: в 2008 году ярославцы съели в среднем по 14,5 килограмма куриного мяса на человека. А в минувшем году – по 17,4.
Инга Валентиновна также рассказала, что идёт не просто рост объёмов производ­ства, но и его расширение:
– В Брейтове намечается открытие двух цехов по производству мяса птицы на базе ООО «Старатель», в Угличе и Переславле планируется создание крупных комплексов по выращиванию перепёлок и индеек.
Радуют, конечно, цифры, но они – палка о двух концах. Вроде бы съели мяса птицы побольше – это хорошо. Но это означает, что в связи с кризисом опять мы переходим на более дешёвое мясо. И как бы повышение цен в связи с очередной куриной войной с Америкой всё-таки не отразилось на нашем рационе! Особенно на питании малоимущих семей. Ведь ножки Буша ещё с 90-х годов были нашей палочкой-выручалочкой. По статистике 2008 года, объём потребления россиянами мяса птицы – 1,8 млн. тонн в год, объём поставок из-за рубежа – 1,2 миллиона, из них 870 тыс. тонн – из США.
Очередное эмбарго на ножки Буша – это как дежа вю. Который раз наши санитарные службы объявляют мясные войны. В 1998-м, 2002-м, 2006 годах доводилось писать о причинах и последствиях подобных решений. В партиях заморской курятины обнаруживали то сальмонеллы, то завышенные объёмы антибиотиков. И даже мышьяк. В куриные битвы вмешивались политологи, указывавшие на действия нашего или их правительства, за которыми следовал симметричный ответ. Так, после увеличения таможенных пошлин на импорт российской стали в США в марте 2002 года санитарные службы уже в апреле обнаруживают в партиях американской курятины сальмонеллу и составляют чёрный список поставщиков. Правда, тогда и страны Европейского содружества (ЕС) пригрозили американцам повысить пошлины на их цитрусовые и мотоциклы «Харлей Дэвидсон»…
Что же стало подоплёкой запрета нынче? Американцев не раз предупреждали о необходимости жёсткого ветеринарного контроля импортируемой продукции – такого же, какой существует у них на внутреннем рынке. Но козырь американцев в подобных торговых конфликтах – возможность притормозить Россию на её пути в пресловутую Всемирную торговую организацию. В нынешнем году заканчивается срок соглашения с американ­ской стороной по поставкам мяса птицы. Основано соглашение на правилах ВТО – снимать барьеры на импорт продукции. Возможно, за акцией по запрету на ввоз птицы от ряда американских производителей, нарушивших санитарные правила, последуют какие-то политические дивиденды для России. Как считают политологи, подводными камнями в российско-американской политике, на которые поневоле нарвались замор­ские «птицеводы», могли также стать различия в позициях России и США в отношении Грузии.
Как бы то ни было, видимой частью айсберга на сей раз, как известно, стал с 1 января запрет поставок мяса птицы от производителей, которые в процессе производ­ства используют хлор. Конфликт оказался скоротечный. Уже сейчас речь зашла о переговорах. И, вероятно, спор благополучно уладят. Чего и следовало ожидать. Жаль, цены имеют тенденцию, раз поднявшись, уже не возвращаться на прежний уровень…
Ну а как всё-таки с обработкой хлором у нас? В раз­говоре со мной председатель комитета ветеринарии департамента АПК Ярославской области Владимир Пеньков гарантирует:
– В Ярославской области на птицефабриках для обеззараживания и охлаждения птицы при убое хлор не используется. У нас по санитарным правилам и нормам тушки птицы охлаждают просто в ванной с холодной водой. Американцы предпочитают хлор, но он накапливается в коже птицы и потом может сказаться на здоровье человека. Есть письмо Геннадия Онищенко ещё 2006 года – о запрете применения хлора.
– А как же тогда у нас обеззараживают?
– Так же – водой. Птица и так должна быть чистой!