Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 09 февраля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19031/

Остановить рост цен на продукты. Кто голосует «за»?

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ
Фотографии: Фото Вячеслава ЮРАСОВА

Не допустить роста цен на социально значимые продукты – к этому сводится суть нового закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», вступившего в силу 1 февраля текущего года. В этом документе содержится разработанный Министерством промышленности и торговли России перечень продуктов, на которые правительство страны имеет право регулировать цены.


Закон уже получил название Доктрины продовольственной безопасности России. Согласно Доктрине государство берёт на себя ответственность за физическую и экономическую доступность продовольст­вия для граждан. Исполнительные власти могут вмешаться в ценообразование, если за тридцать дней продукт из этого списка подорожает на 30 процентов. Что касается скоропортящихся продуктов (со сроком хранения до 10 дней) из этого перечня, то они попадают в список товаров, за которые торговые предприятия не имеют права взимать с поставщиков так называемое «вознаграждение за объём», то есть брать помимо наценки ещё и бонус. Это позволит производителям не закладывать в отпускные цены дополнительные «представительские» расходы.
Однако не торопитесь радоваться и мысленно тратить сэкономленные на необходимых продуктах деньги. Сам «жанр» – доктрина – предполагает некий вектор развития ситуации, путь, по которому власть намерена продвигать экономику страны к продовольственной безопасности.
В разработанном Минпром­торгом списке – четыре вида мяса (за исключением вырезки), рыба, подсолнечное и сливочное масло, молочные продукты и сыр, хлеб и бакалея, овощи. Из фруктов в перечне присутствуют только яблоки. Всего 33 наименования. В общем, без особого шика, но достаточно разнообразно. Как пояснили составители документа, перечень составляли, опираясь на минимальный набор продуктов, входящих в потребительскую корзину. Учли и сложившиеся привычки семей с маленьким доходом. Чиновники Минпромторга полагают, что если человек будет питаться только продуктами из этого списка, то его организм получит все необходимые пищевые вещества и достаточное количество энергии.
Журналисты «Северного края» решили взять на себя роль популяризаторов нового закона и отправились глашатаями в народ – о доктрине рассказать и мнение ярославцев о ней услышать.
Фирменный магазин «Русский бройлер», находящийся на задворках Угличского рынка, торгует продукцией фабрики «Ярославский бройлер». Из «доктринского списка» в ассортименте только курица. Продавец Ирина говорит, что за те пять месяцев, что она здесь работает, цены не повышались ни разу. Смотрим на прилавок: грудка – 143 рубля, крыло – 115, суповой набор – 66 целковых. Недёшево. В фирменных магазинах, торгующих курой по ценам от производителя, цены ниже по каждой позиции рублей на 15. Причину дороговизны Ирина объясняет тем, что их магазин работает не напрямую, а через оптовиков.
– А как вы сами относитесь к тому, что будут продукты с фиксированными ценами? – интересуюсь я у продавщицы.
Заручившись положительным ответом, отправляемся дальше.
Индивидуальный предприниматель Светлана Романова охотно поддерживает разговор. На рынке у неё две точки, вот уже пятнадцать лет она торгует овощами.
– Лично мы зависим от поставщиков. Они зафиксируют цены, и мы зафиксируем, – без доли сомнения говорит Светлана Геннадьевна.
Торговая точка Романовой – четвёртая ступень в лесенке роста цен, три предыдущие ступени занимают производители, московская и ярославская оптовые базы: столица скупает у колхозников, ярославцы берут у москвичей, а уж владельцы овощных ларьков – у ярославских оптовиков. Вот такая цепочка выстраивается. Так что наша собеседница как индивидуальный предприниматель в первую очередь зависит от вышестоящих инстанций. Светлана признаётся, что в этом году цены на фрукты и овощи низкие как никогда:
– Отборные польские яблоки по 40 – 45 рублей, картофель по 8 – 12 рублей… да когда в разгар зимы такое было? В павильонах, расположенных в самом рынке, а не на улице, цены, конечно, выше, но там и аренда дороже.
На рынке первым делом отправляемся к отделу, торгующему молочными продуктами из Нерехты. Прицениваемся: сливочное масло – 36 рублей за пачку, 200-граммовая банка сметаны – 20 рублей, литр молока – 21. Торговля идёт бойко. Продавец Ольга, отпуская товар, говорит, что лично у них цены повышаются очень редко: последний раз повысили цену на молоко и масло на два рубля в середине декабря, а до этого вообще полтора года ценников не переписывали. Сезонных скидок, правда, нет: и зимой, и летом товар идёт по одной цене.
– Я лично очень хорошо отношусь к идее ограничения цен, – говорит Ольга. – Рыба в том списке есть? И правильно, а то свою российскую рыбу у перекупщиков покупаем и народу втридорога продаём, где тут государственный подход?
Цены на «доктринские» товары в маленьких магазинчиках заметно выше рыночных. В магазине «По пути», расположенном на углу улиц Угличской и Добрынина, то же самое молоко из Нерехты уже 25,2 рубля, сливочное масло – 39,6 целковых, тушка курицы – 108 (на рынке, для сравнения, и в гипермаркетах охлаждённую тушку бройлера можно купить за 85 – 95 рублей). Зато в этом магазине постоянно есть акция «Товар дня»: в тот день, когда я «инспектировала» различные торговые точки города, молоко «Вятское» продавали по 16,8 рубля, а десяток яиц тянул на 27,9 (вместо 32 рублей в другие дни).
– Лично я не хотела бы ввода фиксированных цен, – говорит покупательница Татьяна. – А как же тогда акции? Их что, тоже  не будет? Мы уже достаточно далеко отошли от того времени, когда во всех магазинах страны колбаса стоила одинаково – 2 рубля 20 копеек. Стоит ли возвращаться?
Татьяна – офисный сотрудник с более чем скромным доходом. Девушка говорит: вот сейчас у неё мало денег, и ей всё равно, что сколько стоит. А если денег будет много, то и подавно. Интересуюсь, какие продукты Татьяна покупает в первую очередь. Услышав в ответ: «Молочные, крупы, курицу», перебиваю: так это именно тот самый перечень от Мин­промторга.
– Я так понимаю: что бы ни сделали, лучше народу не будет, –  Татьяна настроена пессимистично.
Что касается цен на основные продукты в Дзержинском районе города Ярославля, то тут мне очень повезло с «экспертом» – пенсионерка Галина Яковлевна Шилова, привыкшая рассчитывать исключительно на свою пенсию, отлично знает что, где и почём. Женщина жалуется, что, например, в супермаркете «Дикси» цены прыгают, точно блохи, каждые два-три дня:
– Третьего дня сметану брала по 24 рубля, а сегодня, смотрю, она уже 21 рубль 90 копеек. А масло «Боговарово», напротив, подорожало: было 34 рубля 60 копеек, а стало целых 42 рубля. А с рыбой что делается? Перед Новым годом горбушу мороженую брала по 65 рублей (в ноябре и вовсе по 56 торговали), а теперь 95 на ценнике. Где это видано?!
Пенсионеры – они всё знают, вот и Галина Яковлевна, повозмущавшись, сама объяснила, откуда такая нестабильность: руководство магазина на рынок, расположенный напротив, ориентируется. А за овощами и фруктами и моя собеседница, и все её приятельницы только в киоск совхоза «Пахма» ходят: там всегда всё на несколько рублей дешевле. Для пенсионера – выгода. В отношении нового закона Галина Яковлевна высказалась конкретно:
– С фиксированными доходами лучше иметь фиксированные цены. Тогда чётко будешь знать, протянешь ты до следующей пенсии или нет.
Но это точка зрения рядового потребителя. Директора магазинов не столь категоричны. Наталья Михайловна в торговле больше 35 лет: руководила магазином и в советские времена, и в лихие 90-е, когда приходилось лично возить товар из Москвы на тележке, директорствует и сейчас. Опытный руководитель, она рассуждает так:
– Конечно, ничего не стоит принять любой закон. Но у хозяина магазина есть свои издержки, и 30-процентной наценкой он далеко не всегда может покрыть все расходы. С 1 января подорожали аренда, вода, электричество. Теперь вот и наценки надлежит ограничить. То есть расходы возросли, а доходы? Я предвижу, каким будет следующий шаг у многих руководителей небольших торговых точек: сокращение штата продавцов, перепрофилирование магазина или уменьшение ассортимента (сократят в первую очередь невыгодный для торговли товар) либо вовсе закрытие магазина.
Наталья Михайловна рассказала, что после того, как ввели фиксированную цену на водочную продукцию, в Дзержинском районе многие маленькие торговые точки, которые кроме повседневных, не деликатесных продуктов торговали и вино-водочной продукцией, были вынуждены закрыться. Невыгодно стало работать.
– Как директор магазина и частный предприниматель я против фиксированных цен. Если вводить ограничение цены, так и предпринимателям нужно в чём-то дать льготу, послабление: в арендной плате, оплате коммунальных расходов, – считает моя собеседница.
Лишённый покупательской целенаправленности мой вояж по магазинам неожиданно пополнился ещё одним наблюдением: народ, привыкший к тому, что в нашей стране все перемены к худшему, стал усиленно запасать продукты впрок. Поделилась этими мыслями с Натальей Михайловной с тайной надеждой – вдруг опровергнет, но не тут-то было:
– Товары пропадут, давно к этому дело идёт.
Что касается Доктрины продовольственной безопасности, то постановление в настоящее время находится на согласовании в ведомствах и может быть готово к подписанию уже через месяц. Когда оно вступит в силу, следить за ценами на местах будет Росстат. Впрочем, это пока проект, возможны и изменения.

 

Продукты, которые государство
может ограничивать в цене

Говядина, свинина, баранина (кроме бескостного мяса)
Куры (кроме куриных окорочков)
Рыба мороженая неразделанная
Сельдь солёная
Масло сливочное
Масло подсолнечное
Маргарин
Молоко цельное 2,5 – 3,2 процентов жирности
Сметана, творог нежирный
Сыры сычужные твёрдые и мягкие
Яйца куриные
Сахар-песок
Карамель
Печенье
Чай чёрный байховый
Соль
Перец чёрный (горошек)
Мука пшеничная
Хлеб ржаной
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов
Рис шлифованный
Пшено
Горох и фасоль
Вермишель
Картофель
Капуста белокочанная
Лук репчатый
Морковь
Огурцы свежие
Яблоки