Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 17 февраля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19128/

Под честное купеческое

рубрика: Общество
Автор: Валерия СТОЛЯРОВА
Фотографии: Андрей ПАСХИН

Теперь российским гражданам остаётся только верить честному купеческому слову, покупая продукты питания и парфюмерию. Они в одночасье оказались исключены из перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации. Впрочем, было бы лицемерием со стороны потребителей кричать «караул!» и лить крокодиловы слёзы
по обязательному сертифицированию. Признаемся сами себе: часто ли мы требовали какие-либо документы вообще на подозрительный по качеству товар? Хотя по закону о защите прав потребителя каждый имеет право потребовать сертификат соответствия на банку консервов или дурно пахнущую палку колбасы. Точнее, имел.


Сейчас, после вступления в силу постановления Правительства РФ № 982, каждый гражданин имеет право потребовать у продавца в магазине или официанта в кафе декларацию соответствия. Этим документом должны подтверждаться качество продукта питания или парфюмерно-косметической продукции, координаты производителя и т. д.
И знаете, почему раньше мало кто требовал эти сертификаты? Дело не только в инерции, есть и другая причина: ну, достанет продавец с недовольной миной на лице из-под прилавка бумагу. Ну, заглянете вы в неё – и там всё чин-чинарём расписано про качество. Только вот подпись, как и печать и заверяющая подпись, отксерокопированы! То есть куплены где-то загодя...
Как-то довелось требовать сертификат в курьёзной ситуации. В одном из крошечных полунищих посёлков в центре нашей области дельцы из Ярославля арендовали заброшенный производственный корпус и вроде как начали готовить там то ли майонез, то ли маргарин. В сельсовете мне похвастались: бизнесмены мало того что возрождают промышленность на селе, но и оказались меценатами – на праздник Победы ветеранам по кулёчку пастилы в шоколаде вручили, местного производства! Звоню на фабричку уточнить факт, а в ответ не очень вежливо заявили: никакой пастилы они не изготавливают. Как, ведь в сельсовете сказали?!
Срочно приехали в посёлок, сфотографировали колючую проволоку вокруг высокого забора. Нас на территорию не пустили, и никто к нам не вышел. Зато тут же рядом, в сельмаге, увидели эту самую пастилу в шоколаде! Продавец в ответ на требование предъявить сертификат сделал вид, что поискала его, а потом сообщила, что документа нет. Причём, судя по её испуганному лицу, сложилось такое впечатление, что сертификатов нет и на половину продуктовых товаров, не только на пастилу.
Мы приобрели полкило «улик» и сообщили в райцентр, в милицию. Потом начальник милиции нам сообщил нечто мудрёное: сласти изготавливают в другом посёлке, в филиале, а сюда их привезли рабочим в качестве зарплаты. Часть – завезли в сельмаг. А сертификата нет, потому что это бракованная продукция!.. За делами этот случай как-то забылся, а «улики» съели в редакции. Хоть они и бракованные, но оказались вкусными.
Если граждане хотят быть уверенными, что в случае чего могут потребовать какую ни на есть бумагу на продукт, будьте спокойны: декларация соответствия на продукт по закону о техническом регулировании – это одна из форм обязательной сертификации. Так что ситуация из разряда тех, о которой говорят: король умер – да здравствует король! Декларация должна содержать технический регламент с требованиями, которым обязана отвечать продукция, гарантию её безопасности, сведения о проведённых исследованиях  (для этого производитель может привлекать какие-либо лаборатории), сроки действия. Плюс санэпидзаключение. Декларацию необходимо зарегистрировать в центре стандартизации и метрологии, занести в реестр. Так что предпринимателю, который попытается обзавестись декларацией, всё равно не избежать кое-каких хлопот.
И всё-таки представителям бизнес-сообщества, которые подвизаются на поприще продажи продуктов питания или общепита, станет легче жить. Армии чиновников в различных «разрешительных и согласовательных» инстанциях станет сложнее «кошмарить» предпринимателей. Упрощается система гарантии безопасности и стандартизации продуктов питания. Тем более что уже существуют технические регламенты на некоторые их виды – соки, молочные, масложировые продукты. На подходе – создание техрегламента на мясную продукцию. То есть потребителю не нужно будет требовать документы, зачастую липовые, отксерокопированные где-то массовым тиражом. Всё – на упаковке: состав, калории, адрес изготовителя...
Но уже слишком многое сейчас отдано под ответственность предпринимателей – на их совесть. И раньше заключений, подписанных и проштампованных какими-то неведомыми «международными» институтами и академиями, гуляло по России немало. Что будет сейчас?
Светлана Гоголева, директор негосударственной организации «Центр сертификации «ЯрОС», считает:
– Исключение продуктов питания из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, немного преждевременно: ведь пока приняты лишь четыре технических регламента.
Можно согласиться: мы уже наслышаны и насмотрелись на подпольные пекарни, кондитерские и колбасные цехи, где живут и работают гастарбайтеры... Ради выгоды, особенно в нынешний кризис, выбросит ли кто на свалку просроченную продукцию и станет ли тратить деньги на точное соблюдение технологического процесса?..
Получается, от ГОСТов отказались, техрегламенты на продукцию принимаются медленно, а бизнесменам уже делают большие послабления.
Начальник отдела гигиены питания управления Роспотребнадзора по Ярославской области Эллина Протасова обеспокоена:
– Как воспримут нововведение предприниматели и производители? Возможно, будет иметь место бесконтрольность. Есть торговые сети с хорошим имиджем, ответственные производители. Но и много незаконопослушных бизнесменов. А ведь, допустим, мясные продукты или кисломолочные имеют очень высокую эпидемиологическую значимость. Из-за некачественной продукции могут пострадать не только в одном городе, но и в регионе, и за его пределами...
Производство и продажа продуктов без декларации могут дорого стоить нарушителям: Роспотребнадзор, обнаружив факт нарушения, может не только заставить их заплатить штраф 20 – 30 тысяч рублей, но и конфисковать товар. Кроме того, выпуск товаров, соответствие которых Госстандартом никак не подтверждено, можно квалифицировать как уголовное преступление – производство и реализация товаров, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей. За это нарушителям грозит штраф до 300 тысяч рублей или заключение до двух лет.