Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 04 марта 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19249/

Свет в окне дома Опекушина

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА
Фотографии: Андрей ПАСХИН

Сегодня – день памяти Опекушина. Замечательный русский скульп­тор, автор памятника Пушкину в Москве Александр Михайлович Опекушин родился на Ярославской земле, в деревне Свечкино рядом с Рыбницами, где и похоронен.


Между этими двумя датами была большая жизнь и в обычном понимании этих слов (он прожил до 85 лет), и в творческом. Александр Михайлович – автор многих сохранившихся и несохранившихся памятников по всей России. Простой крестьянин, он стал академиком, большая часть его жизни прошла в Петербурге, откуда в 1919 году, спасаясь от голода, он вернулся в родные места и умер в 1923 году в полном
забвении.
Время всё расставило по своим местам. С 1960 – 1970-х годов имя Опекушина всё чаще упоминается в летописи Ярославского края, тогда же был поставлен вопрос о восстановлении здания бывшей Лепной школы, основанной в Рыбницах при участии скульп­тора. Работа эта, к сожалению, растянулась не на одно десятилетие и до конца не завершена до сих пор.
Тем не менее в 1988 году произошло важное событие. Здание бывшей Лепной школы официально стало филиалом Ярославского художественного музея, домом-музеем Опекушина.
В нескольких шагах от мемориального дома другой, где до сих пор живёт правнучка скульптора Ирина Николаевна Морозова. Её отец Николай Владимирович Опекушин, родной внук скульптора, был директором здешней школы, светлую память о нём местные жители хранят до сих пор.
Что касается Ирины Николаевны, то она с недавних пор – смотритель дома-музея. Несмотря на то, что официально он ещё не открыт, здесь уже принимают гостей: школьников, экскурсантов, постоянных друзей дома ярославских музейщиков и библиотекарей. Ирина Николаевна встречает всех как радушная хозяйка, поит чаем, находит для каждого приветливое слово. А вот в рассказы экскурсоводов практически не вмешивается. Без лишних слов она обозначила свою роль как хранительницы дома и всего, что связано в здешних местах с памятью о прадеде. Иногда сопровождает гостей на его могилу, рядом с которой похоронены и другие Опекушины. Она одна из прихожанок здешнего храма, который, к сожалению, находится практически в аварийном состоянии. Помогает ему всем, чем может, вместе со священником ищет пути решения повседневных проблем.
На днях Ирина Николаевна (на снимке слева) приезжала в Ярославль, вместе с заведующей домом-музеем Ириной Ивановной Зенкиной побывала в редакции «Северного края». Обустройство дома хоть медленно, но продолжается, рассказали они. На этот год выделено 500 тысяч рублей, чтобы провести электричество. В проекте – электрообогрев, но для этого денег пока нет. Печное отопление из противопожарных соображений невозможно. Рядом – посёлок Защитный, где есть газ, но о том, чтобы провести его в Рыбницы, пока и речи нет. Так что вопрос отопления дома-музея остаётся открытым.
Впрочем, здесь научились радоваться тому, что есть. И свету в окнах дома, который наконец появится, и растущему интересу к личности Опекушина. В том числе со стороны учителей окрестных школ: они привозят сюда детей, для многих из которых то, что они узнают, становится настоящим открытием. Ирина Николаевна, смеясь, рассказывает про группу четвероклассников, где в начале экскурсии один мальчишка объяснял другому, что их сейчас поведут на кладбище «к какому-то мужику». А в конце экскурсии он же хвастался, что его бабушка похоронена рядом со скульптором Опекушиным.
Постепенно возвращаются на свои места опекушинские памятники. Огромным событием для Хабаровска стало восстановление памятника Муравьёву-Амурскому. Нашлась, казалось бы, навсегда исчезнувшая мраморная Екатерина, созданная Опекушиным для парадных интерьеров Государственной Думы. Недавно Ирина Николаевна специально ездила в Москву, чтобы увидеть эту работу прадеда.
Как известно, опекушин­ская Екатерина установлена сейчас в Царицыне. Это едва ли не единственная работа, выполненная скульптором не в бронзе, а в мраморе. «Впечатление очень сильное», – делится Ирина Николаевна. Самое удивительное, по её словам, то, что с разных сторон Екатерина выглядит по-разному. Глядя с одной стороны, видишь добрую матушку-царицу. Глядя с другой, видишь совсем другого человека – грозную и властную самодержицу.
Обращает на себя внимание небольшая табличка в ногах мраморной Екатерины, где указано, что это «работа скульптора А. М. Опекушина, автора памятника Пушкину в Москве».
При всей значительности творческого наследия нашего земляка памятник Пушкину остаётся вершиной его творчества. Он стал одной из примет Москвы и всей России и навсегда связал имя поэта и Ярославскую землю. Вот уже несколько лет в Рыбницах отмечаются Пушкинские дни. Ирина Ивановна Зенкина убеждена, что одним из мощных, культурных ресурсов нашего края мог бы стать задуманный Ярославским отделением Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры национальный парк. В границы его вошли бы Грешнево и другие окрестные некрасов­ские места, опекушинские Рыбницы и Свечкино, дорога, которая их связывает, Волга, не отделимая от судеб того и другого. Всё это вместе – та Россия, которую без Пушкина, в том числе того, бронзового, на площади, представить себе нельзя.