Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 05 марта 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19279/

Отдадим лес в хорошие руки

рубрика: Общество
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Пять лет не могут обрести настоящего хозяина березняки и сосновые боры близ посёлка Лесная Поляна, что под Ярославлем. Многие деревья больны и превратились в сухостой, кругом мусор, но из-за долгих чиновничьих процедур по оформлению массива в собственность города и связанных с этим проволочек лес не «лечат», не обихаживают
и не используют рационально.


Ржавая и еле заметная среди разросшегося кустарника табличка на выезде из посёлка указует: здесь начинается городской рекреационный лес. И далее почему-то: «Прогулка с собаками запрещена!». Зато сразу же вдоль тропинки среди берёз начинается в полном смысле слова свалка: местные выпивохи проводят здесь свой бесконечный досуг с выпивкой и закуской, разводят костры. Всё загажено и замусорено бутылками, одноразовой посудой, каким-то хламом. И это в берёзовой роще, которой в России принято давать пышные эпитеты – роща невест, берёзового ситца и т. д.
Когда и кем были посажены деревья, не помнит даже Александр Андросов, хотя уже четверть века работает в Ярославском лесничестве. К Лесной Поляне он имеет непосредственное отношение. Во-первых, прямо за его домом начинается сосновый бор. Во-вторых, он лично готовил документы ещё в 2005 году для передачи этого леса из Ярославского лесничества комитету по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) города Ярославля.
Александр Иванович вспоминает: когда-то у северной границы леса находилась огромная жуткая свалка. Мусор сюда самовольно возили даже с Резинотехники. Потом на месте свалки возник садоводческий кооператив «Сельхозтехника». Для деревьев это тоже не очень хорошее соседство, поскольку некоторые садоводы – а в большинстве своём это жители посёлка Лесная Поляна – по пути из дома захватывают пакеты с мусором и, увы, запросто бросают их где кому заблагорассудится. Есть и три «коллективные», естественно, несанкционированные свалки – на подходе к дачам и прямо за забором дачных домиков. Это не говоря о кучах различных отходов, которые привозят неведомо откуда и выгружают почему-то на самых красивых полянах! Казалось бы, ну что для этих могучих сосен мусор? Растут себе и растут! Но в отходах могут размножаться вредители леса, а деревья и так в плохом состоянии. Некоторые дачники сами стыдятся такого безобразия, но, говорят, ни разу на собраниях садоводческого товарищества не поднимался вопрос об организованном вывозе мусора.
Кое-какие факты из истории можно почерпнуть из толстого тома материалов лесоустройства 2003 – 2004 годов. Тут собрано всё, что касается организации и ведения лесного хозяйства. Как в двух словах заметил Александр Иванович, в книге записано, где рубить и что сажать. Эти материалы подготовлены к моменту передачи Тверицкого и Смоленского боров, а также насаждений в Лесной Поляне комитету по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) города Ярославля. Всего 386 гектаров плюс семь гектаров Яковлев­ского бора.
В этом документе указан возраст каждого дерева – 43, 46, 53, 55 лет. Сосны и берёзы в Лесной Поляне были посажены в первое послевоенное десятилетие. Тут же приведены в компактном виде необходимые хозяйственные мероприятия по выделам. Вот строчка: восемь берёз и две сосны – рубка проходная. Если в двух словах, это удаление хилых деревьев в тесно разросшемся лесу, чтобы создать благоприятные условия для роста лучших.
Однако пока эти мероприятия по рубке в Лесной Поляне выполняют вовсе не по разнарядке специалиста, а просто кому захочется! Дело доходит до того, что люди приходят в лес с топором или бензопилой среди бела дня. Осенью дачники взялись за ремонт своих домиков и заготовку дров для банек. Как-то встретился пожилой мужчина интеллигентного вида, в очках. Трудился, бедняга, рубил молодую берёзу. Зачем? На слеги. То есть на брус, основание для крыши. А есть ли разрешение? Контрвопрос: а зачем? И такой «лесоруб» – не единственный…
Может, молодую берёзу не так жалко. Но, по прикидкам, только в сентябре-октябре освободившиеся от урожайно-дачных дел мужики срубили три десятка сосен. Причём рубят не сухостой. И бурелом не берут – а его полно по лесу, даже ходить страшно: надломилась огромная сосна или берёза и зависла над тропинкой, зацепившись за крону соседнего дерева. Да и рубят очень небрежно, оставляя высокие пеньки, сучья и ветки кроны.
Почему же лес в Лесной Поляне остался бесхозным, имея «хозяина» в лице такого большого и богатого города, как Ярославль? Руководитель отдела охраны окружающей среды мэрии Ярославля Владимир Овчинников сослался на то, что на лесотехнические мероприятия в переданных городу Тверицком, Смоленском и Леснополянском массивах, а также на охрану нет отдельного финансирования из бюджета. Есть лишь общая строка на зелёные насаждения. А это ещё и городские клумбы, газоны… Он пообещал:
– В перспективе предусмотрено финансирование отдельной строкой.
На моё замечание, что леса не дотянут до этого «прекрасного далёка», ответил:
– Разработан порядок осуществления муниципального контроля за ними, но его ещё мы обязаны согласовать в природоохранной прокуратуре.
А насчёт лесотехнических мероприятий посоветовал обратиться в отдел благоустрой­ства. Там мне раскрыли тайну препоны, которая мешает заняться лесом. Это настоящий заколдованный круг! Вначале нужно утвердить лесохозяй­ственный регламент. Это документ, который устанавливает виды использования леса, расчётную лесосеку, рубки, а также требования к его охране, защите и воспроизводству. Регламент готов – довелось увидеть эту объёмистую книгу. Но земля под лесом не оформлена в собственность! А не оформлена она, во-первых, потому, что не было проведено межевание. Сейчас остаётся другая причина: кто возьмёт лес с землёй в собственность? Ведь это помимо прочего бремя налогов.
Вот так, неспешно, с 2005 года решается вопрос с городскими борами. Правда, Тверицкий и Смоленский в лучшем положении: там хоть что-то делается «Горзеленхозстроем», который выполняет муниципальный заказ. Проводятся необходимые рубки, уборка территории. А до Лесной Поляны руки не доходят… 
Трудно утверждать, что в России нет традиции беречь природу. Из классической литературы мы знаем: у лесов были собственники, и их слуги радели за господское добро. Потом вековая система рухнула, и за семь десятков лет о частной собственности на природные ресурсы мы позабыли. Сейчас нас приучают быть хозяевами, но, оказывается, это не только право, но и зачастую непростая обязанность.
Что же хорошего ждёт практически бесхозные боры и сосняки в Лесной Поляне? Хочется надеяться, что ждут их не только килограммы документов на столах чиновников, ответственных за их судьбу.