Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 13 марта 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19319/

Были же у нас предки и до октября 17-го года

рубрика: Общество
Автор: Владимир ВИКТОРОВ, Ярославль

Тема о названии улиц и площадей не нова и поднималась в газете не раз. Ещё в марте 2001 года журналист Татьяна Егорова писала о работе комиссии по топонимике. Затем в конце 2004 года по март 2005-го состоялась дискуссия на страницах «СК». Сегодня вновь появились публикации как простых читателей, так и известных в нашем регионе людей. Но складывается впечатление, что кроме «Северного края» никого больше не интересует эта тема: ни власть, ни политические партии, ни другие СМИ. Так, лишь отдельные заметки и реплики.


Прозвучало, например, предложение собрать подписи и тем самым выразить общественное мнение для того, чтобы назвать одну из улиц Ярославля именем Ивана Александровича Вахромеева. Идея хороша, но вряд ли выполнима. Городской межведомственной комиссией предложение было отвергнуто по каким-то странным соображениям, что видно из статьи в «Городских новостях» за 11 ноября прошлого года. Но какими бы заумными законами по топонимике ни руководствовалась комиссия, какие бы лукавые доводы ни приводила по поводу названий улиц, всему этому есть простое объяснение: идеология для неё превыше всего! Именно из-за политической конъюнктуры и не возвращают улицам их исторические названия, что и ставилось в упрёк этой, или уже не этой, комиссии пять лет тому назад.
Наверное, если бы Иван Александрович Вахромеев был не из рода купеческого, а из рабоче-крестьянской семьи, и не крупный промышленник и меценат, а красноармеец вроде Тутаева, тогда другой разговор. А так он «чуждый элемент» и не вписывается в один ряд с некоторыми «патриотами», чьими именами названы улицы. По приказу одних без суда и следствия был зверски убиты царь и его дети, другие участвовали в расстрелах без­оружных ярославцев летом 1918 года, да и сам город чуть было не сравняли с землёй, третьи крушили церкви и вековые исторические памятники. Ну, чем не патриоты? А ныне живущим ярославцам хоть бы что, привыкли.
В принципе можно плевать на все эти названия, действительно, других проблем по горло. Но тогда надо бы поменьше разглагольствовать о патриотическом воспитании молодого поколения. На каких примерах его воспитывать?
Всё меньше и меньше остаётся ветеранов Великой Отечественной войны, спасших нашу Родину от нацистской чумы. Многие так и уходят из жизни, не дождавшись элементарной таблички на доме, где проживали, в память об их героизме. А раз этого нет, то забудутся со временем их славные имена. А имена каких-то кедровых, либкнехтов, люксембургов и прочих будут мозолить глаза ещё не известно сколько лет. Не только дети и студенты, а и те, кому за сорок, задают вопросы: «Какие заслуги перед нашим городом имеют Киров или Фрунзе? Что полезного сделали для Ярославля Урицкий или Закгейм?». Вот на их примерах, что ли, воспитывать патриотизм?
Процесс возвращения улицам их исторических названий пошёл бы значительно быстрее, если бы всё большее число людей наконец-то осознало, что они не советские и не царские, не петровской и не брежневской эпохи, а граждане Великой России с тысячелетней историей. И постоянно помнили бы, что у них были предки не только после октября 17-го, а и столетия назад.
Но пока до такого понимания, видать, ещё далековато. Как пример, тот же Тутаев. Одна часть граждан борется за возвращение городу его настоящего имени, а другая яростно сопротивляется. А кому или чему сопротивляться-то? Исторической правде? Спроси любого из сопротивляющихся, что они знают из биографии красноармейца кроме той, что написана под политический заказ? Большинство лишь разведёт руками. Один из активистов инициативной группы сказал: «Кто противится возвращению городу его настоящего имени? Лишь узкая группа лиц, кормящаяся за счёт идеологических догм, она и проводит «разъяснительную» работу среди населения. Как только прекратят платить зарплату за политические пристрастия, тут же закончится и любовь к бойцу Красной армии. Остальным вообще по барабану, и быстро позабудут о нём». Действительно забудут, как уже забыли, что когда-то была площадь Подбельского в Ярославле.
Во время упомянутой дискуссии один из чиновников сказал: «Пока ещё живо старшее поколение, о переименовании улиц не только говорить, а и думать-то не следует». Вот и всё «общественное мнение», вот и вся дискуссия. Поэтому и носят улицы по сей день имена то ли палачей и преступников, то ли «патриотов». А ссылка муниципалитета на нехватку средств – любимая отговорка властей, годится на все случаи жизни.
Если бы действовали сообща, то Ярославль давно бы избавился от имён, позорящих наш город. Екатеринбургу и Питеру вернули свои названия, во что вообще верилось с трудом. В Москве возвращают старинным улицам прежние имена. А в древнем Ярославле всё ещё страхуются и прикрываются какими-то «законами» по топонимике. Или, как их назвал поэт Василий Пономаренко 4 декабря 2004 года в «СК»: «Одиозные тУпонимы пора убрать». Лучше не скажешь. Прошло шесть лет, а у нас воз и ныне там.