Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 13 марта 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19325/

Соть повернули в частное русло

рубрика: Общество
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

Тихо и красиво на Соти. Строгими часовыми стоят ели по берегам реки. Но ещё больше «часовых» курсируют на снегоходах по покрытому льдом и снегом руслу в поисках «нарушителей». Мы с фотокором также оказались в их числе. Нас обвинили в нахождении в частных владениях фирмы, которая взяла в пользование двадцать километров реки Соть для организации любительского рыболовства.


А сначала, свернув перед деревней Глазово с поля в лес, мы столкнулись с необычным зрелищем: узенькую дорожку в чащобе нам вдруг перегородили широкие и высокие новенькие ворота! (На нижнем снимке). Обойти их можно, а объехать нет. И замок висит… Как в сказке.
Вернулись и въехали в Глазово. Деревня строится – это заметно невооружённым глазом. И дома, а точнее коттеджи, всё ближе подбираются к реке и заборами уходят в воду. Спустились и мы к Соти по следам снегохода. Хороша прогулка по заснеженному руслу! Справа и слева – живописные берега. И ни души!
Тут откуда ни возьмись – два снегохода мчат. Люди в пятнистой форме подошли и нахраписто так на нас: кто, дескать, разрешил нам находиться в частных владениях? Стало очень неуютно, словно украли что-то. Но ведь мы и не видели никаких объявлений о том, что тут частное владение. Да и разве река может быть частным владением? Я почувствовала себя униженной – наше поколение выросло с песней на устах: «Широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек». Ну и дальше помните: «где так вольно дышит человек…»
Я даже про публичный сервитут что-то пролепетала: ведь даже если, к примеру, лес в аренде, всё равно туда можно по грибы-ягоды ходить, а уж просто гулять по реке, как мы…
Теперь понятны чувства местных жителей: их хотели оторвать от реки, на которую они бегали с детства. Правда, новые хозяева признают:
– Мы предоставляем разумные льготы и преференции. При предъявлении любого документа, удостоверяющего факт проживания в населённом пункте на берегу, местные жители ловят рыбу бесплатно и свободно.
Но вот если не «на берегу» – то простите...
«Пятнистый» товарищ, который предъявил по нашему требованию красные корочки на имя Алексея Колтунова, разговаривал с нами тоном хозяина. Это было странно, тем более что, по его словам, его фирма выиграла конкурс лишь на право пользования участком реки длиной в двадцать километров от места впадения реки Конча до устья Соти. Согласитесь, пользование и частное владение – это разные вещи. А что же на самом деле?
Оказалось, фирма всего-навсего выиграла, говоря суровым языком документа, конкурс на предоставление рыбопромыслового участка для организации любительского и спортивного рыболовства. На двадцать лет. Ну и организуйте себе лов, пожалуйста! И не нужно пугать людей словами «частное владение». Главное, чтобы за двадцать лет эта земля и эта река действительно не стали частным владением.
Но оговорка «задержавшего» нас человека навряд ли была случайна. Когда мы направились к мосту, увидели там бросающиеся в глаза объявления: «Земля на берегу Соти – в собственность». Так что берега Соти – излюбленные места лова у ярославских рыбаков –  уже активно застраиваются, скоро станут недоступны для посещения, закрывшись заборами особняков.
Алексей Колтунов «застукал» нас на прогулке по пустынному участку от так называемого «водопоя» до Дубков. На этом отрезке – зимовальные ямы, и ловить рыбу сейчас нельзя. Поэтому рыбаков мы нашли выше по течению. Здесь, у моста, разбита платная автостоянка. Представитель охранной структуры нёс вахту: охранял штук десять машин и обедал – рядом валялась яичная скорлупа и ещё какой-то мусор. Внизу, у обрывистого берега, виднелись несколько сидящих у лунок фигур.
По крутой, практически вертикальной тропинке мы буквально скатились вниз, к месту лова. Один из рыбаков показал нам путёвку, которую приобрёл тут же, на парковке. Стоит двести рублей. «Квота» на день – не более пяти килограммов рыбы. И проверяют! Наверное, те же люди, что охраняют реку, заставляют показывать улов. Конечно, клиенты не в восторге. Двести рублей, а улов в итоге – окуней и плотвичек на пару кило. Услуги? Мужики пожимают плечами: а какие услуги? Между тем сюда по выходным приезжают чуть ли не сотни желающих половить рыбку. И каждый оставляет по двести рублей.
Кстати, этот же вопрос мы адресовали представителю фирмы-«пользователя». Ведь по условиям конкурса они обязаны организовать культурную и комфортную рыбалку: оборудовать подъезды к местам лова, установить информационные аншлаги, организовать вывоз отходов. Пока из всех мероприятий лишь заведена охрана – это мы почувствовали на себе.
Аншлагов мы не видели – объясняют, правда, что их на оцинкованном основании установили, а цинк привлёк внимание рыбаков-клептоманов, и таблички сейчас, вероятно, валяются в каком-нибудь пункте приёма металла. На парковке, да и вообще нигде, не видно мусорных контейнеров. Что же сделано? Нам отвечают: а мы начали работать только в де­кабре.
Кому же достаются водные ресурсы? Конкурсная комиссия, говорят, учитывала следующие критерии, отбирая претендентов, – опыт организации любительского рыболовства, кто ранее выдавал больше путёвок на лов, кто предложил уже готовую оптимальную инфраструктуру. Не знаю насчёт инфраструктуры – ничего особого мы там пока, как уже отмечалось, не заметили, идёт лишь активная застройка берегов Соти. Но вот выражение «опыт организации лова» относительно нынешних хозяев Соти звучит неловко – ведь они более известны как... оптовые распространители пива.
Между тем надежды на пользователей (или организаторов спортивного лова) самые благие. Начальник отдела воспроизводства  и использования водных биологических ресурсов областного департамента охраны, воспроизвод­ства и использования животного мира Елена Перминова рассказывает, чего ждут от пользователя.
– Чтобы он не чувствовал себя временщиком, договор заключается на двадцать лет. Пользователь обязан соблюдать законодательство о рыболовстве, содержать участок в надлежащем санитарном и экологическом состоянии. Он должен вести учёт вылавливаемых биологических ресурсов, предоставлять статистическую отчётность об улове. На него возложены содержание и охрана рыбопромыслового участка.
Грустные мысли приходят на ум после визита на берега Соти, после задержания охранниками во время прогулки по реке. Государство-то наше всё раздаёт направо и налево. Леса у него неприбыльны, жилфонд убытки приносит, торговля не идёт – муниципальные магазины разоряются. Вот и разлетается всё ни за грош в частные руки.
К слову, двадцать километров Соти ушли в «пользование» за 60 тысяч рублей, а озеро Яхробол таким же образом, по конкурсу на лучшую организацию спортивного рыболовства, и вовсе за десять тысяч рублей. А обязанностей-то у фирмы яхробольской – стоянку и беседку поставить. Зато право-то какое хорошее – деньги за путёвку клади и клади в карман! А впереди, говорят, конкурс на право пользования озером Неро. Ну уж если и к этим святым берегам людей не будут пускать…