Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 10 марта 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19337/

Автохлам пока ещё поживёт?

рубрика: Общество
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ
Фотографии: Андрей ПАСХИН

8 марта должна была начаться, фигурально выражаясь, «всероссийская акция «Миллион – Родине». Для тех, кто родился после эпохи исторического материализма, можно пояснить, что так именовалось пионер­ское движение по сбору и сдаче металлолома. В наше же время акция приобрела несколько иной вид: в 2009 году была принята государственная программа по утилизации старых автомобилей. Или, говоря по-европейски, программа авторециклинга. В чём её суть?


С 8 марта граждане, имеющие автомобили старше десяти лет, получают возможность сдать свои «старушки» в один из уполномоченных пунктов утилизации, получив за это «ваучер» (слово-то какое нехорошее!) номиналом в пятьдесят тысяч. На эти деньги автолюбитель может с доплатой купить автомобиль у 153 дилеров в 49 регионах России, продающих 66 моделей 12 российских производителей. Среди них не только отечественные марки, но и собираемые в нашей стране иностранные машины. Причём подразумевается, что продаваться такие автомобили будут со значительной скидкой.
Основная цель акции, официально именуемой экспериментальной (она должна дей­ствовать полгода), во-первых, стимулирование работы подкошенного кризисом автопрома, и, во-вторых, создание механизма освобождения наших дорог от старых автомобилей, неблагоприятно влияющих на экологию и безопасность дорожного движения.
В некоторых СМИ называлась ещё и третья цель: очистка дорожных обочин и дворов от брошенных владельцами старых машин. Однако по ряду причин, о которых будет сказано чуть ниже, она не будет работать...
Практика утилизации старых авто существует во многих развитых странах мира. В Европе она наиболее эффективно действует в Германии и во Франции. Хотя в той же Германии бонус за сдачу в металлолом машины выше.
Наше государство выделяет на утилизацию порядка 11 миллиардов рублей. Кроме того, решено принципиально изменить систему господдержки автопрома. Отныне скидки на машины будут производиться не на уровне банковских ссуд, а дилерами, продающими «железных коней», а также непосредственно производителями.
Первым в этом начинании выступил «АвтоВАЗ», объявивший о значительных скидках на «Жигули» непрестижных марок, скопившихся на завод­ских стоянках. Так, например, в некоторых СМИ было заявлено, что «пятёрка» выпуска прошлого года будет стоить участнику программы рециклинга около 99 тысяч рублей. В России Министерство промышленности и торговли, которое будет реализовывать эту программу, намерено «пустить под нож» 20 тысяч автомобилей.
Автомобильные аналитики более осторожны в своих прогнозах. Они утверждают, что в масштабах страны реально утилизировать в два раза меньше. Это первый пессимистичный прогноз в целом ряду «но», касающихся этой программы. Вот ещё несколько из них.
Согласно условиям программы, автовладелец должен будет заплатить компании, производящей утилизацию машины, три тысячи рублей за «технологический процесс»: слив из систем масел, разборку узлов и их утилизацию. Кроме того, машина должна прибыть к приёмному пункту своим ходом или на эвакуаторе, за работу которого также заплатит хозяин. В Ярославле стоимость услуги эвакуатора меньше тысячи рублей не опускается. Итак, «ваучер» реально начинает «усыхать» до 46 тысяч рублей...
Сдаваемый на утилизацию автомобиль должен быть не только не моложе десяти лет, но и в полной комплектации: с колёсами, дверями, двигателем и прочим. По этой причине мечта дворников и экологов об очистке городских дворов от автохлама остаётся мечтой: эти «тачки» в большинстве своём уже давно разобраны хозяйственными мужиками на запчасти и представляют собой кузов с шасси и ржавым мотором.
Но это ещё далеко не всё. Совершенно непонятно, почему определён возраст утилизируемых автомобилей в десять лет и старше. В России, которую иностранцы зовут «страной вечно живых автомобилей», 8 – 9 лет для машины не возраст. Как раз наоборот. Если отбросить богатых людей, то обычный среднестатистический мужичок является владельцем как раз такой «жиги» или иномарки. И он будет ездить на ней до самого упора, пока машина не развалится под ним. Почему?
Сдаётся, что авторы программы при её создании не интересовались проблемами обычного автолюбителя. А он-то прекрасно знает, что продукция того же ВАЗа более-менее ездит в течение 2 – 3 лет после схода её с конвейера. Потом начинаются проблемы и, говоря по-русски, «тазик с гайками» начинает эти гайки терять.
Имеющие финансовые возможности хозяева пока не кончилось гарантийное обслуживание на этот автомобиль быстро скидывают его автодилеру, добавляют необходимую сумму и покупают новую машину. Остальные надолго залезают под неё и стараются все заводские недостатки довести до ума. И доводят. Люди, ездящие на машинах 10-летнего и более возраста, обладают «тачкой», сделанной «под себя»: в неё вложены не только деньги, но и усилия и способности владельца. Это уже вполне рабочий автомобиль, и никто в здравом уме не станет покупать новое «ведро с болтами», чтобы начинать всё заново.
Речь здесь идёт прежде всего о «генеральной скидке» на «вазовскую» «пятёрку». Что же касается остальных машин, в первую очередь «российских иномарок», то они стоят на несколько порядков дороже, и новый «ваучер» здесь погоды не делает.
Мы рассмотрели возможную перспективу реализации программы с точки зрения автовладельцев. Однако не меньше вопросов возникает у её субъектов – владельцев пунктов утилизации и дилеров по продажам машин.
В ходе подготовки этого материала я связался с представителями ярославских организаций, которые вошли в эту программу. Большинство из них в результате беседы выразили довольно прохладное отношение к программе. Сложилось впечатление, что их «засунули» в неё насильно. Только один из менеджеров довольно серьёзного автосалона высказался определённо:
– Мы пока не будем участвовать в этой программе. Всё так непонятно: каков механизм выдачи этих «ваучеров», их компенсации за счёт государ­ства, куда и как будут сдавать подержанные автомобили?..
В его словах был резон. На сайте радиостанции «Бизнес ФМ» была озвучена такая схема: подержанная машина якобы должна привозиться не на пункт утилизации, а в автосалон. Там дилер должен снимать её с учёта и сам отправлять в переработку. По другим источникам, хозяин лично обязан решать эти вопросы с ГИБДД. Кроме того, себестоимость утилизации машины составляет не три тысячи рублей, а пять. И никто не хочет работать себе в убыток. Одним словом, путаница.
Видимо, когда авторы создавали программу, они не проводили её мониторинг и пустили это дело на самотёк. Обычное дело: обозвали программу экспериментальной, выпустили её в жизнь и стали смотреть, что получится. Авось за полгода народ на блогах и «живых журналах» перемоет ей косточки, и тогда можно будет собрать весь этот «опыт» и подкорректировать своё детище. Дёшево и сердито, если, конечно, не обращать внимания, что авторитет программы уже основательно подмочили. Впрочем, кто сейчас на это обращает внимание?
Как выяснилось, начало программы перенесли с 8 марта на 10-е. Правда, непонятно, что можно изменить за два дня...