Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19701/

Речные перекаты

рубрика: Общество
Автор: Вадим СВИРИДОВ

У всякой реки есть особые, примечательные места – омуты, плёсы, излучины, косы, перекаты. Каждое такое место всегда необычно, потому что здесь кончается монотонность в течении реки, резко меняется глубина и скорость воды, а это больше всего притягивает к себе не только речных обитателей, но и людей. Обычно здесь и самые красивые виды на реке.


Перекат – это то место, где течение воды наталкивается на твёрдые, как правило, каменистые породы, и тогда поток перекатывается через это препятствие и стремительно бежит по мелкому ложу. На маленьких речках перекат можно разглядеть по ряби и зыби на воде, неожиданно появившейся на гладкой поверхности, а на больших перекаты скрыты под водой, и только люди, хорошо изучившие реку, могут определить его место. В обычной жизни нам важно знать, где находятся перекаты, особенно сельским жителям, потому что это прежде всего броды через ручьи и речки, позволяющие без мостов пешком, на лошади, машине или тракторе легко сообщаться с другим берегом.
В прошлом броды всегда были очень важны и для врагов, совершавших набеги на русские земли, а местные жители, храня тайну, скрывали место их нахождения, тем самым задерживая продвижение неприятеля. И сегодня на военных топографических картах Генерального штаба указывается глубина перекатов и бродов как естественных переправ через реки, что по-прежнему важно для военного дела.
Помню, как спустя три года после окончания войны на одной из речек в Польше, до этого принадлежавшей Германии, я мальчишкой ловил раков в чистых водах на неглубоком перекате. Там на дне в разных местах с войны притаились семь немецких противотанковых мин, подмытых водой, внеш-не похожих на коровьи лепёшки, под которыми прятались раки. Каждое утро я обходил эти ржавые мины и осторожно поднимал их за край, высматривая очередного рака. Вот так во время войны минами была защищена от танков естественная переправа через речку.
Интересно, что в Ярославле до строительства Рыбин­ского гидроузла у нижнего острова в межень переходили Волгу вброд по отмелям и косами, а теперь здесь режут гладь огромные белоснежные красавцы-теплоходы. Очень необычный для наших мест перекат находится на реке Которосли вблизи Карабихи. Это не просто перекат, а скорее – порог. Пройти к нему можно, спускаясь вниз к реке, через парк музея-усадьбы Н. А. Некрасова. Здесь русло почти полностью перегорожено огромными валунами, так что для потока воды остаётся проран шириной всего в несколько метров. На перекате стоит шум воды, бьющейся о камни, а течение на стремнине и небольшая ширина протоки не позволяют даже моторным лодкам своим ходом пройти вверх по реке.
Можно себе представить, как много веков через это узенькое место осуществлялось сообщение города Ростова Великого с внешним миром. По всей видимости, и князь Ярослав Мудрый, основав город-крепость для защиты Ростова, проплывал здесь с дружиною. Представьте, вот прямо здесь, между этим камнем и обрывом берега! А ещё раньше Ярослава Мудрого этой узкой протокой проплыл Кий, основатель города Киева. По древней легенде, он посетил Ростов как высокий белый гость, о чём нам напоминает название старинного монастыря – Белогостицкий, основанного на реке Вексе, на этом же водном пути из Волги в озеро Неро. Очевидно, что наши некоторые природные образования хранят в себе живую историческую память о людях и событиях прошедших времён.
Своеобразие перекатов поразительно. Дорога на Тверь, та, что проходит через город Углич, долго идёт вдоль реки Медведицы, которая на картах обозначена жирной голубой извилистой линией. Река и наяву оказалась широкой водной артерией, текущей в обрамлении сосновых лесов, порадовала нас своей дикой красотой. Казалось, что её трудно даже переплыть. Однако сделать это не удалось, и совсем по другой причине. Медведица в этом месте оказалась настолько мелкой, что реку вдоль и поперёк прошли, закатав штаны. Тут и воробью, как говорится, было по колено. В реке можно было только умыться, а дно её, как мостовая, вымощено камнем и залито водой.
А для водных обитателей перекат – дом родной. Всё лето на нём держатся многие виды рыб, питаясь тем кормом, что обильно несут струящиеся воды. Вот тут-то и появляются ловцы удачи, подбрасывая рыбам свои изощрённые коварные приманки.
В зимнюю пору многие перекаты не замерзают совсем, а другие покрываются тонким льдом, по которому бывает опасно ходить.
На охоте часто приходится форсировать ручьи и речушки, находя узкие места и мелкие переходы. Сложно бывает отыскать их в тех местах, где ты первый раз. Как-то нужно было перейти реку Касть в её верховьях. Долго мы брели вдоль реки, высматривая, где же лучше это сделать. Наконец раскатали резиновые сапоги-бродни и побрели на другой берег. Обидно, что совсем немного не хватило высоты бродней, и мы зачерпнули холодной ноябрьской водички. Выливаем воду из сапог, а тут товарищ, показывая рукой в сторону, почему-то тихо и растерянно говорит: «Смотри, мост!» Как призрак, за кустом, в пятидесяти метрах от нас, проглядывал большой бетонный мост. Хорошо, рядом никого не было, а то со стороны могло показаться, что реку переходят два сумасшедших.
Пришлось однажды преодолевать и другую водную преграду – реку Устье. Мы слышали, что поблизости есть перекат и там реку переходят вброд в сапогах. Во многих местах мы пробовали перебрести реку, но наталкивались на глубину. И тогда, бросив это занятие, мы разделись и, рискуя здоровьем, поскольку дело было в октябре, вплавь оказались на другом берегу. А перекат лежал рядом, там, где река была шире всего. Подзабыли мы тогда поговорку «Не зная броду, не суйся в воду», применимую и ко многим другим ситуациям, потому что перекаты у каждого бывают и на жизненном пути.