Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 15 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19702/

Без автомобиля легче будет жить

рубрика: Общество
Автор: Александр ТИХОНОВ
Фотографии: Андрей ПАСХИН

Сегодня в Ярославле зарегистрировано больше 160 тысяч транспорт­ных средств, и с каждым годом эта цифра растёт. Ежегодно возрастает и число проблем, связанных с движением автотранспорта: автомобилей всё больше, а дороги шире не становятся. Город продолжает активно застраиваться, и места для парковки, которых и так было мало, стремительно исчезают с карты Ярославля.


АВТОМОБИЛИ И КУЛЬТУРА
Но если бы дело ограничивалось одной лишь нехваткой парковочных мест, всё не выглядело бы так плачевно, как выглядит сейчас. Вождение автомобиля и умение правильно парковаться зависят от уровня культуры водителя – и это правило не ново.
– В Ярославле о культуре автолюбителей говорить, к сожалению, не приходится – её попросту нет, – печально констатирует начальник отдела ГИБДД УВД по городу Ярославлю Анатолий Цезаревич Паремский, – никто не хочет парковаться по правилам. А любая неправильно припаркованная машина может спровоцировать ДТП.
Зачастую место для стоянки расположено в нескольких десятках метров от дома, а каждый водитель ставит автомобиль так, чтоб его было видно из окна.
– Ну а что я могу поделать? Гаража у меня нет, один раз поставил машину туда, где нужно, ну и сняли с неё колёса, – оправдывается автолюбитель Михаил. – Никто не может мне гарантировать безопасность машины, а так я из окна сам буду следить за ней.
Почему-то, покупая машину, люди не задумываются о том, что кроме затрат на ремонт и бензин необходимо рассчитывать и расходы на стоянку. Потому и ставят свои авто где попало.
В ЧЁМ ПРИЧИНА?
Всем нам известно, что Ярославль, который мы сейчас лицезреем, застраивался в 60-е годы прошлого века. Тогда о тотальной автомобилизации, разумеется, никто не подозревал. Коммунизм бы построить, а там разберёмся. С тех пор прошло пятьдесят лет, о коммунизме все забыли, зато машины ставить стало некуда. Вот взять, например, здание бывшего НИИ «Гипроприбор» на улице Чайковского. Сторублёвые инженеры ездили на работу на общественном транспорте, поэтому вместо автостоянки у здания «Гипроприбора» цвёл чудесный сквер. Теперь НИИ нет и в помине, а здание сдаётся под офисы. Даже дополнительный этаж достроили. Доходы офисных работников стали побольше доходов советских инженеров, и проблему с парковкой менеджеры решили быстро: стали ставить автомобили прямо в сквере. В результате в рабочие дни численность автомобилей в зелёной зоне достигала до сотни, а в нашу редакцию поступало множество звонков от разгневанных жителей улицы Чайковского. Сейчас в нижней части сквера уже не погуляешь.
– Проблемы с автостоянками и парковками есть, и они серьёзные, – комментирует начальник отдела территориального планирования и градостроительного зонирования мэрии города Ярославля Марина Витальевна Гребенщикова. – В советское время всё это не было запланировано. В настоящее время самой мэрии сложно что-то строить, поэтому мы стараемся привлекать инвесторов. Но бывает и такое: парковочный комплекс готов к эксплуатации, а дольщики не идут. К ныне строящимся домам обязательно прилагается автостоянка. Она может быть рядом с домом, а может быть встроенной: для автомобилей отводится нижний этаж.
А в старых дворах, видимо, проблему решить уже невозможно: автолюбителям придётся смириться с тем, что скоро им придётся оставлять машину далеко от дома. Уже сейчас в Ярославле разрабатываются местные нормативы для парковок.
ВИНОЙ ВСЕМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО?
Возможно, а вернее, скорее всего мы бы не наблюдали такого скопления неправильно припаркованных машин на дорогах и во дворах, если б водители не чувствовали себя безнаказанными. К сожалению, сегодня в законодательстве чётко не проработан момент неправильной стоянки автомобилей и применения санкций. С парковкой, способствующей нарушению правил дорожного движения, борется ГИБДД. В ведении гаишников находятся автомобили, припаркованные на дороге. Неправильными парковками во дворах занимаются территориальные администрации районов. И там, и там представители закона испытывают множество проблем.
На одном только участке на улице Свободы от площади Волкова до улицы Республиканской располагается порядка 70 офисов, чьи сотрудники оставляют автомобили на дороге. Некоторые машины ставят даже на остановки общественного транспорта. Так, например, на остановку возле памятника Фёдору Волкову автобусы порой вообще не могут подъехать и останавливаются на середине дороги. Так же и на остановке «площадь Волкова» на улице Свободы троллейбусы иногда останавливаются едва ли не на перекрёстке. Сотрудники ГИБДД УВД по Ярославской области еженедельно совершают профилактические рейды, но улучшению ситуации это способствует мало.
Из зарубежных фильмов мы все знаем, как наказывают за неправильную парковку в США и Европе: инспектор выписывает квитанцию и прикрепляет её «дворником» к лобовому стеклу автомобиля. У нас же ГИБДД может предъявить санкции только если застанет водителя рядом с машиной. Если водителя поблизости нет, инспектор бессилен. В самом крайнем случае машину эвакуируют. Эвакуаторов в распоряжении ГИБДД немного, а транспортировка одного автомобиля с оформлением всех документов может занять несколько часов. Поэтому эффективность эвакуаторов чрезвычайно низка.
С автомобилями на газонах и у подъездов во дворах ситуация ещё неопределённее: без заявления о неправильной парковке на имя главы территориальной администрации никто и пальцем не пошевельнёт, чтобы исправить ситуацию. А заявления друг на друга, в отличие от Европы, мы писать не любим.
ПРОБЛЕМ ВЕЗДЕ ХВАТАЕТ
К 1000-летию Ярославля вовсю идёт реконструкция улично-городской сети. Это создаёт дополнительные проблемы как для автолюбителей, так и для ГИБДД и способствует увеличению числа ДТП. Тяжесть последствий от дорожно-транспортных происшествий выросла с 3 процентов в прошлом году до 5 процентов в нынешнем. Число погибших возросло на 75 процентов. Виной этому в том числе и автомобили, припаркованные не по правилам. Экипажи ДПС в первую очередь патрулируют места концентрации ДТП: перекрёстки, остановки общественного транспорта. Многие автолюбители паркуются прямо там.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Оправдываться тем, что Ярославль был застроен далеко в 60-е годы, нашему корреспонденту видится бессмысленным. Посмотрите на Ярославль и на многие европейские города, даже те, что больше Ярославля: те же узкие улочки и тесные дворики. Но в Европе проблем с парковкой, да и вообще с движением транспорта, нет, а у нас их хоть отбавляй. Почему?
Ключевым фактором в нормализации дорожного движения, парковок и автостоянок является взаимодействие органов исполнительной власти с ГИБДД. Возможно, даже есть смысл сделать дорожную милицию автономной от органов внутренних дел, как это сделано в той же Европе.
Первый пункт решения транспортной проблемы: наделение представителей власти правами налагать штраф на неправильно припаркованный автомобиль, даже если поблизости нет водителя.
Условий для паркинга, в особенности в центре Ярославля, практически нет. В этом свете одной из самых дей­ственных мер по улучшению транспортной ситуации, на мой взгляд, предстаёт стимуляция общественного транспорта. Это второй пункт в списке возможных решений. Когда у общественного транспорта становится больше клиентов, доход увеличивается, тогда появляются возможности для внедрения более совершенных систем этого самого транспорта. Горожанина нужно поставить в такое положение, чтобы до­браться до нужного ему места ему выгодно было именно на общественном транспорте, а не на собственном автомобиле. Создать такие условия можно, например, при помощи платного въезда в центр города или платных парковок в том же центре. Естественно, это вызовет бурю недовольства со стороны автолюбителей, но в скором времени станет очевидно: от этого будет легче всем.
Припаркованные автомобили стоят с обеих сторон даже на нешироких улицах. И без того узкая дорога становится невыносимо узкой. Разъехаться в таких условиях чрезвычайно сложно. Так почему бы не сделать движение на узких улицах односторонним? Исчезнут стоящие автомобили на одной стороне улицы, а водители будут поставлены в жёсткие условия: здесь и вправду легче проехать троллейбусом или автобусом.
Создание благоприятных условий для движения общественного транспорта — эффективный путь для его стимуляции.
Теперь об офисах. Владелец любой фирмы будет из кожи вон лезть, чтобы найти квадратные метры в центре города. О парковке он, разумеется, не задумывается. Так пусть о ней задумываются чиновники мэрии, которые дают разрешение на перевод жилого помещения в нежилое. Тогда и офисов станет меньше. В Ярославле торговые центры являются своеобразным примером для подражания: расположены они на окраинах города, и парковочных мест там полно. Есть, конечно, совершенно фантастический вариант изменения ситуации на дорогах к лучшему – переместить все офисы за пределы исторического центра. Но это вряд ли выполнимо.
Ну и наконец, автолюбителям тоже необходимо осознать, что за всё в этом мире нужно платить, в том числе и за парковку. В любом случае в выигрыше будут все. А если не хочешь платить, зачем тогда тебе нужен автомобиль?..