Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 17 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19727/

Удалить челобитчика из компьютера

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР

В истории, случившейся недавно в Ярославле с молодой мамой и нашей коллегой, нет ничего из ряда вон выходящего – совершенно рядовой случай, повседневный бытовой эпизод. Но именно это и страшно.


В последнее время считается непреложной истиной – во всём виновата коррупция! Как только искореним её, гидру поганую, вот тогда и заживём! Однако в этом есть сомнения.
Когда Наталья родила второго ребёнка и денег на жизнь стало не хватать, мысли записываться на приём к губернатору или писать слёзные письма президенту как-то не возникло. Проживая в двушке-«хрущёвке» о сорока двух квадратных метрах, Наталья платит за жильё больше трёх тысяч, но, слава реформе ЖКХ, как малоимущая имеет право на жилищную субсидию. Субсидия «немаленькая» – 1300 рублей. По доходам молодой мамы – просто целое состояние.
Заметим, у Натальи есть хотя и гражданский, но работящий и любящий муж, и дочку Настю она родила не случайно, а в полном соответствии с нормальными планами хорошей семьи, заодно выполняя демографическую программу Правительства РФ. У нас ведь все скоро охрипнут, крича, как нам важно и нужно вылезти из демографической ямы, как патриотично и важно рожать здоровых детей. Оставим в стороне вопрос: почему полная семья, в которой всего двое детей, вообще вынуждена оформлять жилищную субсидию. Спишем этот нонсенс на совесть мировой закулисы, устроившей финансовый кризис, и сосредоточимся на хорошем – субсидия всё-таки по закону положена.
Наталья позвонила в центр социальных выплат Кировского района и осведомилась: какие документы нужно предоставить для оформления субсидии? По телефону ей отвечать отказались – пусть-ка прогуляется с колясочкой да узнает всё лично.
Понимая, что работники центра загружены, соискательница субсидии не обиделась, а пришла куда велели и подробно ознакомилась с размещённой на стенде информацией. Всё записала, всё обдумала. Составила список справок, учтя даже и те, о которых на чудесном стенде не упоминалось: ситуация у Натальи непростая – отец восьмилетней старшей дочери погиб, документов требовалось чуть больше, чем обычно.
Хождение по мукам, извините, по очередям, женщина с грудным ребёнком вынесла стойко. Сделала ксерокопии паспортов, взяла справку о том, что она не получает детского пособия, выписку из домовой книги, которая действительна всего десять дней – всё было собрано. За одной из справок (срок действия – месяц) мужу пришлось съездить в Некрасовский район, отпросившись на работе (отпустили, но без всякого удовольствия).
И вот счастливый день настал! Наталья с двухмесячной дочкой, не каждый же день мужу с работы отпрашиваться, а бабушек-дедушек в семье нет, пришла в центр. Тут и выяснилось, что живой очереди нет, а в кабинет, где оформляют субсидии, пускают строго по явочкам, о чём по телефону предупредить не удосужились, а на красавце стенде об этом нет ни слова.
Поиски вожделённой явочки имели привкус боевика. Дважды или трижды на­рвавшись на «Выйдите!», поблуждав по кабинетам, в финале одиссеи женщина услышала приговор: явочек нет вообще, уходите.
После визита в кабинет начальницы центра, убеждений, получения массы полезной информации вроде «у нас у самих дети» Наталья добилась своего: начальница лично пришла разбираться в «явочный». Явки тут же нашлись... на пятое мая. Поскольку всё происходило 25 марта, Наталья поняла – ей предлагают лишиться субсидии за месяц, а заодно заново собрать все документы – многие из них до мая стали бы недействительными. Объяснять мужу, зачем надо снова ехать в Некрасовский район, не хотелось категорически, пришлось добиваться, чтобы приняли в порядке живой очереди. Добивались вдвоём с начальницей, без неё задача была даже теоретически невыполнимой.
Великая борьба закончилась чем-то вроде победы. Наталье с сестрой по несчастью – обладательницей явочки на вчерашнее число, потому что мужу на бирже вовремя не выдали справку, – милостиво разрешили ждать до обеда, а потом «может быть, примут». А если не примут в обед – милостиво позволят посидеть до вечера и... угадали: «может быть, примут». А уже если и вечером не успеют, значит, «кысмет», что в переводе – «непреодолимая сила судьбы».
Вытерпев все эти неопределённые «обещания», вдоволь наслушавшись разговоров о себе в третьем лице про «наг­лых, которые лезут», упорная женщина дождалась-таки приёма. Ей рассчитали сумму субсидии и... потребовали копии трудовых книжек её и мужа. По мнению чиновниц из центра, работники частных организаций обязаны предоставлять такие копии.
В некотором недоумении – объяснить, в каком законе написано про копии трудовых, сотрудницы отказались – Наталья отправилась восвояси. Сама она – работник ЗАО, муж трудится в ООО. Женщине с двухмесячным ребёнком, обязанной встречать из школы и кружков вторую дочку и ведущей домашнее хозяйство, и мужчине, вкалывающему без выходных, чтобы прокормить семью, не удалось быстро сделать копии трудовых. За это они получили телефонный звонок из центра с упреками: «Как вам не стыдно, скандалите, а мы из-за вас...».
Чтобы не умереть от стыда, Наталья обзвонила другие районные центры – уточнить насчёт необходимости явочек и ставших камнем преткновения копий трудовых. Тут и выяснилось, что никаким законом действия сотрудниц кировского центра не оправдывались даже изначально. В одном районе без проблем принимали по живой очереди, в другом явочки выдавали, но не на май, а на завтра. А копии трудовых либо не требовали вовсе, либо спрашивали только с работников ЧП. Придя в центр ещё раз, Наталья получила ещё один, ну просто необходимый кормящей матери урок. Сотрудница центра Марина Кормнова, демонстрируя удивительные для клерков чуткость и вежливость, громко и демонстративно посоветовала оформлявшей документы соседке по кабинету: «Да удали ты её дело из компьютера! Пусть ещё в очередях посидит...»
Позже в мэрии, в управлении социальной защиты населения и охраны труда, комментируя ситуацию, пояснили, что «если работники допустили нарушения, им будет сделано внушение». Нам, правда, кажется, что за такие «советы», являющиеся прямым издевательством, надо не внушения делать, а увольнять без права в дальнейшем занимать должности, связанные с работой с людьми.
Заместитель начальника управления социальной защиты и охраны труда мэрии Ярославля Владимир Лапочкин объяснил редакции многие нюансы, которые важно знать и всем ярославцам, оформляющим субсидии.
Во-первых, документы на субсидию можно вообще прислать в центр заказным письмом. Во-вторых, человека, пришедшего с полным пакетом документов, обязаны принять в тот же день, и отсюда логический вывод: если кто-то этого сделать не смог, он просто не соответствует занимаемой должности. В-третьих, при наличии справки с работы о начислении пособия по беременности и родам никакой ксерокопии трудовой книжки не нужно, и, значит, требования сотрудников кировского центра – не что иное, как самодурство.
Может быть, в кировском центре специально создают трудности для соискателей субсидий, дабы «слабые не выжили»? Оно и понятно – поток желающих получить субсидию быстро растёт: сказываются общее снижение доходов, монетизация, широкая реклама субсидирования в связи с ростом тарифов ЖКХ, желание уже получавших субсидию продлить право на неё... Бурный поток малообеспеченных захлёстывает центры социальных выплат, и неплохо бы кое-кого отсеять... Если же такой неэтичной мотивации в действительности нет, то мэрии, чтобы это твёрдо всем и сразу доказать, следовало бы «речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить». Во времена Петра I главными врагами и страны, и народа были не вороватые придворные сановники, а мелкие писари и подьячие, вообразившие себя властителями судеб. Потому что сановников насчитывались десятки, а подьячих – десятки тысяч, этот легион легко пополнялся новобранцами из народа и душил всё и всех. Их прозвали «крапивное племя», а этот сорняк опаснее любой коррупции, потому что при его засильи рожать здоровых детей, как того хочет государство, просто опасно. Но если раньше подьячие только лишний документик завсегда могли стребовать с «назойливого» посетителя, то теперь ещё научились, как дела неугодных челобитчиков из компьютеров удалять...