Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 апреля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19827/

Броня крепка и танки наши быстры?

рубрика: Общество
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ

На минувшей неделе главным «ньюсмейкером» от правительства страны выступил министр обороны Анатолий Сердюков.
Во время поездки в подмосковную «придворную» Таманскую мотострелковую бригаду он сказал, что намерен организовать бойцам нашей армии «пятидневную рабочую неделю». До этого на всю страну прозвучали ещё два заявления из тех же уст: контрактники Российской армии должны получать денежное содержание не ниже офицерского, а броня для российских бронетранспортёров отныне будет покупаться в… Германии.


Почти сразу после этих судьбоносных решений в редакцию «СК» позвонил подполковник запаса Сергей Иванцов (так он представился) и высказал свою точку зрения. Вернее, по его словам, точку зрения огромного количества бывших и нынешних офицеров Россий­ской армии.
– Ваша газета по широте своих статей начинает перерастать свой региональный уровень, – сказал подполковник. – Это хорошо, потому что далеко не все имеют возможность выписывать центральную прессу. В то же время события, происходящие в Москве, самым стремительным образом влияют на жизнь обычных граждан. В том числе и граждан в погонах. …Я отдал армии двадцать лет. Служил на Украине, на Дальнем Востоке, в Закавказье. Успел хлебнуть кровавого Карабахского конфликта. Был сокращён без предоставления жилья. Если бы не квартира родителей, которую я потом поменял на Ярославль, моя семья до сих пор ютилась бы в каком-нибудь бараке. Но не о том речь. Не о быте военном, который достоин отдельного разговора, а о духе. Без него армия превращается в лучшем случае в спортивную секцию: потренировался – и домой!
По словам подполковника, закончившего свою службу в должности заместителя командира полка, нынешний министр обороны в своих «новациях» либо не понимает, о чём идёт речь, либо сознательно вводит общественность в заблуждение. Ещё с советских времён срочная служба в армии имела ту самую «пятидневку», за которую ратует военный министр. После пяти дней военных занятий, в субботу, солдаты полдня посвящали капитальной уборке территории части (проводили так называемый ПХД – «парко-хозяйственный день»). Затем после обеда шли в баню и потом отправлялись в клуб на просмотр кинофильма. Воскресенье было посвящено личному времени солдата. Если у него не было прегрешений по службе, он отправлялся в увольнительную. В том случае, когда воинская часть располагалась вдали от населённых пунктов, боец имел возможность посмотреть кинофильм, почитать газеты, написать письма родным и близким.
– Сейчас за солдатом будет убирать дворник и мыть полы уборщица. А на войну они тоже за ним поедут? Или это ещё одна возможность получать «откаты»? Что касается распорядка дня, то он в целом сохранился и по сей день, – рассказывает подполковник. – Стоило ли изобретать велосипед?
Согласно нововведениям, солдат отныне будет иметь возможность без увольнительной записки командира в гражданской одежде в выходные дни отправляться куда ему заблагорассудиться. И, следуя той же логике, может в субботу вечером не возвращаться в свою часть, заночевав, скажем, у подружки…
А если, как пели раньше, война, если завтра в поход? Где, по каким норам командир части будет разыскивать своих бойцов, да ещё неизвестно в каком состоянии… Боеспособность подразделения подрывается на корню. Или стоит использовать опыт израильской армии, где солдат отпускают в увольнительные с автоматом на плече? Можно представить, что в таком случае ждёт мирные российские города и веси…
Заявление Сердюкова о «накопительном отпуске» за счёт неиспользованных «выходных» для солдат не выдерживает никакой критики. Какой «дополнительный отпуск» при службе всего в один год? Не стоит забывать, что хороший солдат – это не только человек, который быстро бегает, стреляет или ворочает рычаги танка. Это – «созревший до войны» человек.
Проверено на практике, что изменение сознания индивидуума от «гражданского» восприятия мира до мироощущения военного происходит только на второй год службы. И как бы ни критиковалась дедовщина, градация солдат на «духов», «молодых», «черпаков», «дедов» и «дембелей» выведена не только из принципов казарменного хулиганства. Это этапы осознания службы, своего места в ней и меры ответственности. Это солдатская субординация, на которой держится вся армия.
Уменьшение срока службы до одного года, конечно, сократило количество уклонистов, но нанесло большой урон психологии российского солдата. Сейчас домой возвращаются, по солдатской
иерархии, «черпаками». Людьми, которых в армии именовали «весёлыми»: военных верхушек нахватался, но до чув­ства ответственности не дорос. Кстати, именно эта категория считалась наиболее повинной в казарменном хулиганстве, а не «дедушки», вопреки распространённому мнению…
Заявления высшего военного руководства о «санатории» вместо армии уже делают своё дело. Послеобеденный сон, как в группе детского сада, не выдерживает никакой критики. По логике, после него следует ввести «полдник» с кипячёным молоком и пирожным на десерт…
Автор этих строк разговаривал с действующими офицерами, служащими в частях постоянной боевой готовности. И вот что они рассказали:
– Заявления о такой «либерализации» приводят к тому, что контрактники приходят в часть настроенными не на службу Родине, а на отбывание в «пионерском лагере». Как на заводе: отпахал смену – домой. И они очень сильно обижаются, когда часть отправляют на долгие месяцы в полевые лагеря без выходных, свиданок и тёплых туалетов. Именно после этого множится количество рапортов на увольнение.
Сердюков не скрывает, что идея по укомплектованию армии контрактниками провалилась, продолжают они. У страны просто нет денег и возможности строить всю необходимую социальную инфраструктуру для жизни контрактников. Вместо этого, чтобы удержать тех, кого набрали, министр обещает заработную плату, как у командного состава. О разном уровне знаний и мере ответственности при этом как-то забывается. Всё это напоминает сюжет из кинокомедии Гайдая про Шурика и хулигана на стройке. «В то время, как космические корабли бороздят просторы Вселенной…» Помните прораба в пробковом шлеме? Так вот так скоро будет выглядеть командир. Ещё немного, и нас будут выбирать на общем собрании  два комитета: комитет солдатских матерей и комитет солдатских депутатов!
– На прошлой неделе военные пенсионеры в Ярославле митинговали против участия представителей войск
НАТО в Параде Победы, – сказал полковник Иванцов. – Как раз в этом ничего страшного я не вижу. С НАТО мы не воевали, а деды нынешних американ­ских солдат не только открывали Второй фронт, но и сильно помогли СССР по ленд-лизу. Тысячи танков, орудий, самолётов, автомашин, сделанные их руками, сыграли свою роль. Особенно в первую половину войны, когда мы потеряли почти всю технику и ещё не наладили своё производство. Об этом нужно помнить. У меня отец воевал под Прохоровкой на американском «шермане». Правда, он был подбит через полторы минуты боя: у того танка движок бензиновый был, вспыхнул, как свечка. Но дело не в этом!
– А в чём? – спросил я подполковника.
– В том, что мы броню стали в Германии покупать. Пусть у нас с ними великолепные отношения, но ведь эта страна – тоже член НАТО! У неё самая мощная армия в Европе. Вот о чём нужно говорить, а не о «коробке» натовских солдат на Красной площади. Истории известно множество примеров, когда Россия сначала дружила с той же Германией до поцелуев взасос, а потом воевала в двух мировых войнах. «У Великобритании есть только два союзника – её армия и её флот!» – сказал Уинстон Черчилль. У нас забыли эти слова и вернулись к 20-м годам прошлого века, когда Красная Армия покупала у французов танки. Вот тебе и «Броня крепка и танки наши быстры…»