Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 08 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19915/

Причал телефонистки Грошевой

рубрика: Общество
Автор: Виталий ИГНАТЬЕВ, Ярославский район

Я знаю Клавдию Сергеевну Грошеву более тридцати лет. И как вся родюкинская округа, считаю её человеком легендарным – всё, что могла, она отдала людям.


Совсем юной Клавдия была направлена телефонисткой в 317-й пулемётный батальон Балтийского флота. Девушки – морские связистки – несли дежурства в землянках за коммутатором и на командной вышке. Их часть мешала немцам минировать Финский залив, сбивала самолёты в ленинградском небе. За время блокады батальон уничтожил 75 фашистских стервятников.
День Победы связисты встретили на острове Нарген, где охраняли подступы к Таллинну. Клавдии ещё год пришлось нести службу. А когда вернулись домой, то никто уже не встречал их как победителей: получалось, что просто с работы вернулись люди.
Клавдия снова пошла в колхоз, но это была уже не тихая, робкая девушка, а смелый и решительный человек. Она работала секретарём парткома в колхозе, председателем Родюкинского сельсовета. Рядом с такими, как она, другим было легко и радостно жить. А у неё всё отняли война и тяжёлая работа в мирное время. Не пришлось ей завести свою семью, найти женское счастье. Только орден Отечественной войны второй степени – всё её богатство. Но она всегда помогала людям. При её активном участии появился в Родюкине памятник Герою Советского Союза Дмитрию Грошеву. Это однофамилец Клавдии – половина её деревни Борисовской носит такую фамилию. Она же добилась установления мемориальной доски в честь 174 погибших земляков.
А сама осталась жить в одиночестве, в старом-престаром доме без удобств. Ей уже далеко за восемьдесят. Военные невзгоды догоняют болезнями, отнимают последние силы. А деревня Борисовская, причал фронтовой телефонистки Грошевой, хоть и не очень далеко от Ярославля, тридцать лет отрезана от него транспортными сложностями. То уверяли нас, что дорогу надо строить. Мы построили – автобусов не оказалось. Теперь говорят, что дорога в негодность пришла. Одиноким старым людям эти разговоры как удар в сердце. А фронтовиков, таких как Ксения Грошева, у нас в округе осталось меньше двадцати. И нет дела начальству, что подобные отговорки – унижение и для них, и для начальников.