Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 12 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19937/

Спасибо вам, ветераны

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР
Фотографии: Андрей ПАСХИН и Юрий БАРЫШЕВ

День Победы – главный праздник страны. 9 Мая это ощущалось
на любой ярославской улице. И не только из-за долгой подготовки к торжествам в честь 65-летия со дня окончания Великой Отечественной войны, что дало зримый результат. Основная сила
и красота праздника – в общем желании россиян приобщиться
к празднику Победы, почувствовать национальную гордость.


Центральным событием Дня Победы, конечно же, был и остаётся парад. От парадов прошлых лет нынешний юбилейный отличался повышенным уровнем организации и безопасности: милиция строже, чем всегда проверяла гостей Советской площади. Это создавало некоторые неудобства – желающих полюбоваться грандиозным зрелищем пришло столько, что их, наверное, с трудом вместила бы и вся площадь, а не только «гостевые» места по периметру, не каждому удалось найти местечко, откуда было бы хорошо видно всю красоту парада. Немало прибыло и иногородних гостей – из Мурман­ска, Архангельска, Питера и даже Москвы.


Под красными знамёнами Победы прошла колонна ветеранов войны, и, честно признаться, сердце защемило – совсем небольшая колонна. В параде приняли участие представители всех формирований, несущих службу в нашей мирной Ярославской области: по­граничники из учебного центра под Борисоглебским, военные железнодорожники, курсанты военно-финансового института и высшего зенитного ракетного училища, милиционеры обычных и элитных соединений.
Речь президента на параде в Москве транслировали на большом экране.
– Великая Отечественная война сделала нас сильной нацией. А уроки Второй мировой призывают нас к солидарности, мир по-прежнему хрупок... – сказал Дмитрий Медведев.
Речь главы государства люди слушали очень внимательно, даже дети, во множестве оседлавшие плечи пап (а иногда и мам), не шумели. Однако не в речах, пусть даже самых верных и прочувствованных, в этот день заключалось самое главное. Вряд ли нашёлся бы на площади хоть один человек, не согласный с президентом, говорившим о нашей готовности защитить мир и не допустить пересмотра итогов войны, или с губернатором, в своей приветственной речи назвавшим День Победы «самым священным праздником, навеки ставшим символом нашего национального единства». И всё же самые сильные чувства вызывали не слова, не мощные БТРы, не взлетающие над храмом Ильи Пророка алые шарики и белоснежные голуби и не трогательные выступления юных воспитанников федерации спортивных единоборств. Центром всеобщего внимания были ветераны, люди не просто вспоминавшие, а повидавшие ту войну и победившие в ней. И ещё – колорит, атмосфера Великой Отечественной. Диктор произносил: «Машины ведут ветераны УВД...» – и зрители затихали.


Два грузовика с солдатами Ярославского гарнизона, одетыми в форму времён Великой Отечественной, также проехали в полной тишине, многим показалось, что вот она, война, рядом. А когда рота курсантов, маршируя строевым шагом, спела «День Победы», площадь зааплодировала.
После парада, когда на сцене уже шумел, пел и плясал концерт, я увидел, как к возвращавшемуся домой ветерану подошла семейная пара. «Спасибо вам!» – сказали молодые люди и ушли. Буквально через две минуты сцена в точности повторилась возле часовни Александра Невского, только участники были новые – и ветеран, и благодарившие.
Заинтересовавшись, я стал присматриваться и поразился. Оказалось, что это – особая примета нынешнего праздника: совершенно незнакомые люди вслух говорили ветеранам «спасибо». Не по плану мероприятий, а просто от сердца. Когда счёт замеченным мною сердечным «спасибо» перевалил за два десятка, я перестал считать и понял, что главное событие 9 Мая 2010 года я уже видел. Этот всенародный по­клон был лучше всех парадов и проникновеннее всех концертов. После этого самому не поговорить с кем-нибудь из поколения победителей значило просто обделить себя.
Согласившийся побеседовать Анатолий Иванович Диунов (на левом снимке) в костюме со множеством медалей просто сразил наповал – ещё долго, после того как мы расстались, я время от времени повторял сам себе: «Какие люди! В общем, понятно, почему мы победили...»


Рассказывал Анатолий Иванович немножко с лукавинкой, спокойно курил, а держался так, что когда я узнал, что ветерану 86 (!) лет, то чуть не выронил блокнот. А рассказать было что! Анатолий Иванович ушёл на фронт зимой 1941-го. А перед этим поучился в Рыбинске всего пару месяцев, ни разу не успев подержать в руках боевую винтовку. Однако хоть и учили в спешке, а стрелял солдат Диунов как надо, ему доверили самозарядную винтовку СВТ, по первым годам войны громадную ценность, последнее слово военной техники. Уже в апреле под Старой Руссой Диунов получил первое ранение и попал в ярославский госпиталь на улице Зеленцовской, лежал в той самой школе, где когда-то за партой сидел. Подлечившись, выучился, опять же наскоро, за два месяца, на пулемётчика, и по знаменитому приказу 227 «Ни шагу назад» отправился на Волховский фронт.
Осенью, получив второе ранение, попал в госпиталь в Рыбинске, откуда бойца откомандировали на новую учёбу: фронту нужны были подготовленные бойцы. И опять как следует доучиться не пришлось: кормили так плохо, что товарищи Анатолия подали массовый рапорт, просили быстрее отправить на фронт. Просьбу удовлетворили, и началась «третья война» сержанта Диунова теперь на Ленинградском фронте. Ставший к тому времени снайпером, он вместе с товарищами подбил самолёт-разведчик, знаменитую «раму», выследил и уничтожил вражеского снайпера.


– Я ещё пять немцев убил, но работал без напарника, подтвердить некому, в счёт и не пошло, – рассказывает Анатолий Иванович. – Да и какие там счёты? Лишь бы бить, так думали, а кто и сколько – уже не очень и важно.
Знавшему немецкий Диунову довелось послужить и рупористом, агитировать немцев сдаваться. Гитлеровцы начали выдыхаться, и когда напротив дислоцировался 6-й немецкий штрафной батальон, бывало, сдавались мобилизованные поляки, чехи, да и немец один решился. Но хотя постепенно становилось ясно, что фашисты войну проигрывают, а сил на русского сержанта Диунова у них хватило – осенью 1943-го ранили так, что снова встать в строй он уже не мог. Однако отлёживаться было некогда – до осени победного 1945-го Анатолий Диунов продолжал служить в нестроевой, восстанавливал разрушенный Кронштадт. А после войны трижды раненный с неудалённым осколком, ещё 30 (!) лет проработал на 132-м заводе, из них 18 – на вредном производстве, и теперь, на девятом десятке лет, идёт в День Победы по солнечной площади.


Пока Анатолий Иванович рассказывал, вокруг всё время суетилась женщина с фотоаппаратом – то так снимет, то этак. Чуть позже я увидел её в группе туристов, прислушался – немцы. Хотелось спросить, не воевал ли ваш отец, да как-то не спросилось. Наверняка ведь воевал, только так ли уж лично он-то виноват, этот Курт или Фридрих?
А Ярославль продолжал праздновать. Во всех домах культуры шли концерты, кинопоказы, каждый район представлял свою программу. Таким живым и интересным город не был давно – в фонтане у ТЮЗа моделисты пускали свои корабли, на набережной танцевали под мелодии военных лет. Сначала – ветераны в медалях, потом решались люди помоложе...
Особенно отличились артисты Волковского – их концерт «В шесть часов вечера после войны» собрал сотни зрителей и был проникнут удивительной душевной теплотой. Актёры в военной форме, как настоящая фронтовая бригада, пели с борта «полуторки» песни, читали стихи и даже показывали на экране военные фото из семейных альбомов. И пусть «козьи ноги» из настоящей махорки они крутили немного неумело, но всё вместе получилось так хорошо, что не худо бы этот концерт из юбилейного превратить в традиционный.
Завершающий аккорд праздника – салют, в этом году также получился особенный, юбилейный. На пляже у Которосли установили несколько орудий, и их громовые залпы создали эффект исторического, по–настоящему военного салюта. Даже самые молодые из зрителей, представляющие себе салюты времён войны чисто теоретически, сразу отличили историческую часть салюта от завершающего современного фейерверка. Военный салют выглядит менее эффектно, чем современные огненные шоу – просто расцветают в воздухе снопы огней без всяких техночудес и изысков. Однако именно этот, старый салют, точно такой же, как гремел когда-то в честь взятия Орла, Минска, Будапешта, взволновал зрителей сильнее и понравился больше. От непривычного для штатского слуха грома орудий закладывало уши, набережная кричала от восторга, как один человек. Людей собралось столько, что просто не с чем сравнить, ни один праздничный фейерверк никогда не вызывал у ярославцев такого всеобщего интереса. На мосту притормаживали не только частные автомобили, но и маршрутки – водители нарочно останавливали автобусы, чтобы дать пассажирам вволю посмотреть на огненные цветы над Ярославлем. Все, кто мог, стремились быть вместе. Не просто вместе, а вместе с самым главным, с нашей Победой.