Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 14 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19973/

Да не вертите вы свою карточку!

рубрика: Общество
Автор: Елена КУЛЬКОВА
Фотографии: Андрей ПАСХИН

С того самого времени, как
в Ярославле появился электронный проездной, прошло три
с половиной месяца. Пассажиры уже начинают привыкать к новой системе расчёта с транспортниками. Однако вопросов к перевозчику – муниципальному предприятию «Яргортранс», который внедрил это новшество, меньше не становится.


«Северный край» писал о введении новых технологий в номере за 25 декабря прошлого года в материале «И проездной будет электронным» и в номере за 25 января этого года «Неподкупный валидатор». Мы подробно рассказывали о новшестве на городском пассажирском транспорте. Но многие ярославцы до сих пор не знают, что представляет собой электронный проездной билет и как им пользоваться.
Напомним, проездные билеты на основе бесконтактной электронной пластиковой карты появились 1 февраля. Приобретая такой билет впервые, пассажир оплачивает стоимость «закодированных» на проездном документе будущих поездок. После использования ресурса карточки, то есть последней оплаченной поездки или истечения срока действия проездного билета, его можно использовать для кодирования нового вида билета по выбору пассажира на другой вид транспорта.
Электронный проездной от бумажного сотоварища отличается только материалом, из которого изготовлен, – пластиком. Количество поездок новый билет не ограничивает: катайся хоть с утра до ночи. Однако пользоваться новым проездным можно не с первого по последнее число каждого месяца, а тридцать дней с даты покупки. То есть, например, с
5 мая по 4 июня. Покупая проездной первый раз, придётся заплатить тридцать восемь рублей за саму пластиковую карточку. По истечении тридцати дней действие проездного будет автоматически блокироваться. Чтобы продолжать пользоваться билетом, в любом киоске «Яргортранса» через специальный терминал необходимо пополнять счёт электронного проездного на сумму, равную цене обычного проездного. Главное, не выбрасывайте проездной нового типа. Просто через каждые тридцать дней не забывайте пополнить свой баланс.
Отслеживать оплату по электронным проездным «доверили» валидаторам – специальным электронным считывающим устройствам.
Казалось бы, всё просто и понятно: покупай проездную пластиковую карточку и предъявляй её контролёру. Но неожиданно появились проблемы. Кондуктор, к примеру, говорит пассажиру, что его проездной не «читается» валидатором, и вежливо просит оплатить проезд. Как правило, люди соглашаются на это без лишних разговоров.
На днях стала свидетелем того, как кондуктор в троллейбусе восьмого маршрута шумно разоблачала пойманного ею «зайца».
– Да не вертите вы свою карточку, – строго выговаривала она растерявшейся девушке, прикладывая электронный прибор к проездному. – Вот теперь нормально, всё видно. Только денег на вашем проездном нет! Ну что, будем платить или выходить?
Чтобы не раздувать скандал, девушка быстренько полезла за кошельком.
– Не знаю, что произошло, организация всем сотрудникам закупала. Сейчас приеду на работу – выясню, – говорила она, нервно теребя пластиковую проездную карточку. Но десять рублей за проезд всё-таки отдала. И подобных случаев можно привести десятки. В чём причина: в технических неполадках или в пресловутом человеческом факторе?
– Да, ситуация, конечно, непростая. Но не всегда нужно сразу обвинять кондукторов в непорядочности. Электронные проездные – это новшество. В каждом случае, когда валидатор не «читает» электронную карточку, нужно разбираться индивидуально и скрупулёзно. Без лишних эмоций. Это могут быть и технический сбой, и фальшивая проездная карта, и, к сожалению, обман. В таком случае главное – не паниковать, а вежливо попросить кондуктора ещё раз проверить карту, – поясняет директор «Яргортранса» Анатолий Суриков. – Если проездной не «читается», то, по правилам, необходимо оплатить проезд. А потом пассажиру нужно обязательно протестировать свою проездную карту в техническом отделе «Яргортранса» (улица Советская, 64). В том случае, если карта не имеет внешних признаков нарушения эксплуатации, её обязаны заменить на работоспособную. С собой желательно взять чек, который выдают при пополнении баланса в пунктах продажи проездных билетов, расположенных на остановках общественного транспорта. И ещё, неплохо бы пассажиру в таком случае запомнить дату, номер маршрута и время своей поездки. В ближайшее время в наших планах – внедрение электронного транспортного кошелька для быстрого и удобного пополнения счёта. Положил на него, к примеру, тысячу рублей и пользуйся весь год… Вот тогда кондукторы, экипированные специальными переносными считывающими устройствами, будут списывать (!) с карты стоимость поездки, а взамен выдавать чеки, аналогичные обычным билетам.
Если кто-то думает, что «электронку» ввели только для того, чтобы усложнить пассажирам и без того нелёгкую жизнь, то это заблуждение. Нововведение поможет транспортникам собрать данные о пассажиропотоке, которые позволят подсчитать, какие категории пассажиров и в какое время находятся на маршрутах, определить востребованность разных видов транспорта, понять, есть ли необходимость скорректировать схему движения определённого маршрута.
Если говорить о технической стороне вопроса, то к настоящему времени все кондукторы имеют электронные считывающие терминалы и готовы к работе с транспортными картами. Их обучили, как работать с терминалами. А некоторые ездили даже набираться опыта в Санкт-Петербург.
А вот что думают ярославцы по поводу пластикового электронного проездного.
– Вообще, я пока не понял, электронный проездной – это хорошо или плохо. Как посмотришь на тех, у кого проездной не считывается, сразу пропадает желание покупать такой билет, – говорит Олег Фролов, менеджер магазина.
– Считаю, что электронный проездной – это настоящий рай для жульничества, – уверен Александр Смоляков, работник Ярославского вагоноремонтного завода. – Вот смотрите, обмануть уже могут при начислении денег на счёт «электронки», затем – в транспорте с валидатором. Никому не докажешь, что проездной годен. И чек, который к нему прилагается в киосках при продаже, – это настоящая филькина грамота. Кто его будет хранить в течение месяца? На Западе вообще кондукторов в транспорте нет. Билеты проверяет электронное устройство. С него и весь спрос. А у нас к технике люди приставлены – этим всё и объясняется.
– Уверена, что кондукторы при различных сбоях с пластиковыми проездными не при чём, – уверена Светлана, кондуктор ПАТП № 1. – Кондуктор получает валидатор в кассе, активирует его личной карточкой. Вводит номера маршрутов и выпуска. А за прибор обязательно расписывается. К началу работы показания прибора «обнуляются». Вся «изюминка» электронного проездного в том, что чем меньше наличности у кондуктора, тем ему удобнее.

По всем вопросам, касающимся электронных проездных,
работы контролёров и валидаторов, обращайтесь по телефонам «Яргортранса»: 73-98-39, 73-28-49.