Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 18 мая 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/19987/

Плач Ярославны

рубрика: Общество
Автор: Лидия БАЙКОВА, председатель ярославской экологической областной общественной организации «Зелёная ветвь»
Фотографии: Андрей ПАСХИН

Публикация Вадима Свиридова «И парков нет – одни деревья» вызвала недоумение своими противоречиями и странными утверждениями.


Для начала полемики с
В. Свиридовым определимся с терминами, прибегнув к помощи энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона:
«Парк – обширный сад, распланированный аллеями, дорожками, лужайками по определённому плану, часто с искусственно разведёнными насаждениями; различают по планам парки французские, английские и пр.».
Есть ли в Ярославле что-то соответствующее этому определению?
В перечне особо охраняемых природных территорий нашей области, утверждённом в январе 2005 года, в Ярославле числится 14 объектов, 6 из них названы парками: Тверицкий, Скобыкинский, Павловский, в посёлке Нефтестрой, в пойме Которосли и Бутусовский. Ни один из этих парков невозможно отнести ни к французским, ни к английским, очевидно, они входят в группу «и пр.» – чисто русское парковое явление со статусом «памятник природы».
Был один прекрасный регулярный парк – Петропавлов­ский, с тремя ярусами прудов и великолепным храмом. Но без охраны и ухода территория была доведена до крайней деградации. О деревьях напоминают могучие пни, а за бетонным забором что-то строится. В переч­не парков Петропавловский уже не значится.
Так неужели прав г-н Свиридов – нет парков? Но в генеральном плане Ярославля предусмотрено формирование градоэкологического каркаса, единой системы, объединяющей зелёные насаждения, – парки, скверы, сады, бульвары, лесопарки, кварталы усадебной застройки и даже кладбища. И отдельные деревья – тоже. Без всех этих зелёных насаждений в городе будет уныло, некомфортно и вредно для здоровья. Такой город нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, он противоречит устойчивому развитию общества, которое удовлетворяет три типа целей – экономические, социальные и экологические.
С экономической точки зрения наличие зелёных насаждений отражается на ценах на недвижимость – в сторону увеличения стоимости объектов недвижимости, как коммерческой, так и жилой. Цены на недвижимость влияют на налоговые поступления в бюджеты разных уровней, а следовательно, на финансовое положение и социальное благополучие города.
Наличие и качество зелёных насаждений через восприятие населением их экологической и социальной функций отражается на миграциях населения. Процесс уменьшения и деградации зелёных насаждений в городах приводит к тому, что люди с высоким достатком переселяются за город, а горожане с низким достатком остаются в ухудшающейся городской среде.
Теперь разберёмся с процессами выделения кислорода и поглощения углекислого газа зелёными насаждениями. Процесс этот называется фотосинтезом. По данным «специалистов, вооружённых знаниями и приборами» (выражение В. Свиридова), один гектар зелёных насаждений поглощает из воздуха до 8 кг углекислоты в час, что соответствует её выделению за такое же время при дыхании 200 человек. Решим несложную задачу: сколько гектаров зелёных насаждений необходимо, чтобы поглотить углекислоту, выделенную шестисоттысячным населением Ярославля? А ещё очистить воздух от выбросов предприятий и выхлопных газов автотранспорта?
Цифра получается очень внушительная.
По данным Ярославльстата, на 2006 год в Ярославле всего 3237 га зелёных насаждений.
О какой здоровой среде обитания можно говорить? Только продуваемость может спасти нас от удушья. Любому человеку со средним образованием ясно, что продуваемость крон деревьев значительно больше, чем каменных стен домов.
Значит, не следует рубить деревья, а на их месте строить торговые центры, гостиницы и расширять дороги. Между тем (тоже по данным Ярославльстата) за период с 2002 по 2006 год площадь зелёных насаждений города уменьшилась на 285 га, то есть ежегодно на 1,7 процента. Да ещё утрачена способность очищать воздух теми деревьями, которые подвергнуты обрезанию до состояния обрубков.
Легко ли вам дышится, земляки?..
Общеизвестно, что зелёные насаждения летом смягчают перепады температур между днём и ночью, а асфальтное покрытие – увеличивает. Так для кого создаётся режим благоприятствования – для горожан или для автомобилистов?
Ужасает дикий лесоповал в предъюбилейной горячке. Бессмысленное уничтожение деревьев на улицах Большой Октябрьской и Ушинского, проспектах Московском и Ленина – всех не перечесть. Беда Ярославля ещё и в том, что нет инвентаризации зелёных насаждений, невозможно оценить утраченное и осознать, куда мы идём в «зелёном строительст­ве». Законы и нормативные документы грубо нарушаются, принятый четыре года назад генеральный план развития Ярославля попросту игнорируется.
Наши предки создали и оставили в наследство дивный город. Что с ним сделали мы?