Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 01 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20154/

О состоянии и перспективах газоснабжения

рубрика: Общество
Автор: Евгений ЗАЯШНИКОВ, заместитель председателя Ярославской областной Думы

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью, напечатанную 

в журнале «Газовый бизнес» в мае этого года. На страницах 

издания заместитель председателя Ярославской областной Думы Евгений Заяшников выразил свою точку зрения о состоянии и перспективах газоснабжения Ярославского региона. 



По территории Ярославской области проходят четыре магистральных газопровода: Ухта – Торжок, Саратов – 

Н. Новгород – Череповец, Грязовец – КГМО, Починки – Грязовец. Однако уровень газификации природным газом Ярославской области составляет на 1 января 2010 года всего 69,4 процента. Относительно высокий уровень газификации только в городах и посёлках городского типа – 87,2 процента. Намного отстаёт уровень газификации сельской местности, в среднем по области – 21,4 процента. Есть район – Брейтовский, куда совсем не поступает природный газ. Для обеспечения газом этого муниципального района необходимо проложить почти 40 км межпоселкового газопровода и несколько десятков километров внутрипоселковых газопроводов. Стоимость проекта – более полумиллиарда рублей. 

Эти затраты окупятся только через 50 лет. Опыт газификации села в области показывает, что 500 миллионов рублей инвестиций в газификацию села поднимают её текущий уровень примерно на 2 процента. 

Необходимо подчеркнуть, что газификация Ярославской области проходит при непосредственном участии ОАО «Газпром». Отношения между областью и «Газпромом» строятся на основе пятилетнего соглашения о сотрудничестве. В связи с высокой стоимостью строительства межпоселковых газопроводов правительством области с 2006 года ежегодно подписывается с ОАО «Газпром» план-график синхронизации. В соответствии с ним межпоселковые газопроводы выполняются за счёт средств ОАО «Газпром», а распределительные сети к жилым домам, котельным, социально значимым объектам – за счёт областного бюджета. Газификация области проводится в соответствии с генеральной схемой газоснабжения и газификации населённых пунктов Ярославской области, разработанной институтом ОАО «Промгаз» и согласованной администрациями муниципальных районов и правительством Ярославской области. Большое внимание 

уделяется обеспечению надёжного газоснабжения города 

Ярославля и Ярославского района. Эта задача особенно важна с учётом празднования в 2010 году 1000-летия Ярославля.

В связи с отсутствием технической возможности транспортировки природного газа через ГРС-2 «Ярославль» в 2008 году правительством области было принято решение о строительстве новой газораспределительной станции взамен находящейся в технически неудовлетворительном состоянии ГРС. Средства на проектирование и строительство ГРС предусмотрены в инвестиционной программе 

ОАО «Газпром» на 2010 год в сумме 270 миллионов рублей, за что огромное спасибо руководству компании. Ввод новой ГРС даст возможность дополнительной прокачки порядка 200 тысяч м3 в час предприятиям города, обеспечит газоснабжение инвестиционных проектов (заводы «Комацу», «Никомед» и др.) в районе индустриального парка «Новосёлки», гарантирует стабильное газоснабжение Ярославского муниципального района.

При существующих темпах газификации при условии сохранения общей суммы инвестиций ОАО «Газпром» и области не ниже 500 миллионов руб­лей в год Ярославская область рассчитывает к 2015 году выйти на уровень газификации в целом по области 75 процентов, в том числе городах и посёлках городского типа – 95 процентов, сельской местности – 28,5 процента. Это явно недостаточно. Поэтому решать проблемы газификации села планируется также за счёт использования сжиженного природного газа (СПГ).

СПГ – это уникальный по своим энергетическим и экологическим свойствам продукт, который может стать основой гибкой системы доставки природного газа на любые объекты его использования, расположенные на значительном расстоянии от магистральных газопроводов, куда невозможно или экономически невыгодно тянуть газопровод, например в Брейтовском МР, о котором говорилось выше. СПГ может использоваться и как альтернативное моторное топливо.

Для обеспечения газификации удалённых районов правительством области в конце 2009 года подписано соглашение с потенциальным инвестором о строительстве криогенного завода по производству сжиженного природного газа и заправочного комплекса для поставок сжиженного и компримированного природного газа. Стоимость проекта – 

ориентировочно 250 – 300 миллионов рублей, производительность – 20,0 тысячи тонн продукции в год. Подготовлено техническое задание о создании совместного предприятия с участием правительства области. Инвестор планирует построить завод за счёт собственных средств. Область берёт на себя создание необходимой инфраструктуры. По предварительным 

оценкам, СПГ обойдётся потребителям в 1,5 – 2 раза дешевле пропана-бутана.

При реализации данного проекта для обеспечения равномерности загрузки производственных мощностей и инфраструктуры необходимо будет решать вопрос по использованию СПГ как для отопления с пиком потребления газа в холодное время года, так и для транспортных целей с пиком потребления в тёплое время года. Совместное использование СПГ как для коммунальных целей, так и для транспортных позволит минимизировать отрицательное влияние сезонного фактора в потреблении СПГ.

Для обеспечения коммерческой привлекательности использования СПГ для коммунальных нужд необходимо будет устанавливать специальные тарифы для потребителей природного газа, использующих СПГ. Вместе с тем значительное увеличение тарифов на природный газ при использовании СПГ может привести к непониманию и недовольству населения. Поэтому часть расходов по газификации населённых пунктов с использованием СПГ должен взять на себя поставщик газа, также необходимо решать вопрос о субсидиях потребителям СПГ для коммунальных нужд со стороны государства.

Наиболее экономически привлекательным является использование СПГ в качестве моторного топлива. При этом самым эффективным будет перевод тяжёлой техники на газодизельный режим работы. Использование СПГ в качестве моторного топлива с точки зрения технико-экономической эффективности значительно выгоднее, чем КПГ (сжатый природный газ). Так, сжижение позволяет уменьшить объём газа почти в 600 раз, что делает возможным по сравнению со сжатием газа уменьшить массу системы хранения природного газа на автомобиле в 3 – 4 раза, а объём перевозимого топлива увеличить в 1,5 – 3 раза. Грузоподъёмность автомобиля при его переводе на СПГ и пробег на одной заправке сопоставимы с аналогичными характеристиками автомобиля, работающего на традиционном топливе.

Основным ограничением использования СПГ в качестве топлива для автомобильного транспорта является привязка машин, использующих СПГ, к месту производства и хранения СПГ. Поэтому целесообразно при газификации удалённых посёлков одновременно переводить на использование СПГ в качестве автомобильного топлива и тяжёлую сельскохозяйственную технику в ближайших хозяйствах.

В Ярославской области природный газ в качестве моторного топлива используется незначительно. В настоящее время у нас действуют две автомобильные газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) в Рыбинске и Мышкине, которые осуществляют около 600 заправок в день. Запланировано строительство ещё одной АГНКС под Ярославлем производительностью 250 заправок в день. Ввод намечен на 2010 год. 14 автомобильных газозаправочных станций (АГЗС) 

обеспечивают потребности транспорта области в сжиженном углеводородном топливе (пропан-бутан).

Следует отметить, что сегодня в России отсутствуют не только меры по стимулированию использования ГМТ, но и какая бы то ни было концепция использования альтернативных видов моторного топлива. Нет ни федеральной целевой программы, ни соответствующего федерального закона. Государство не выразило своей чёткой позиции в отношении природного газа, используемого в качестве моторного топлива и, соответственно, к производству газовых автомобилей. Для исправления этой ситуации необходимо создание соответствующей законодательной базы на федеральном уровне. Длительные попытки решения данной проблемы пока не привели к какому то бы ни было результату, несмотря на заинтересованность регионов в решении 

этой проблемы.