Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 18 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20272/

Укрощение «мусорного ветра»

рубрика: Общество
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ

Проблема утилизации мусора в эпоху многочисленных упаковок является одной из основных в жизнедеятельности городов и посёлков. Под полигоны выделяются всё новые десятки гектаров земли, плодятся несанкционированные свалки... 



В то же время эта сфера деятельности во всём мире считается одним из самых прибыльных бизнесов. Почему? Муниципальные власти хорошо платят бизнесменам за каждую тонну мусора, вывезенную с городских улиц. Со своей стороны, предприниматели получают немалые деньги от вторичной переработки и продажи отходов, достающихся им практически бесплатно. Это так называемые твёрдые отходы: пластиковые бутылки, стекло, картон, бумага.

В нашей области нет ни одного современного мусоросжигающего завода с замкнутым промышленным циклом, чтобы выделяющиеся при уничтожении отходов вредные вещества не попадали в окружающую среду. Главной причиной этого обычно называют дороговизну такого проекта: ещё до кризиса аналогичный средненький завод немецкого производства стоил многие сотни миллионов евро. 

В начале двухтысячных в правительстве Ярославской области шли серьёзные разговоры о покупке мусоросжигающего предприятия. Однако они так и остались разговорами: инвесторы не спешили в Россию не только из-за риска невозврата затрат и неполучения прибыли, но и из-за отсутствия механизмов использования полученных в процессе утилизации элементов.

В числе причин невозможности применения таких технологий в нашем регионе называлась и низкая культура среди населения. Не секрет, что у нас в один и тот же полиэтиленовый пакет летят и арбузные корки, и кости от супа, и пластиковые бутылки из-под воды. Работающий в Ярославле в рамках программы «Чистый город» завод по сортировке мусора имеет довольно низкую эффективность. Большая часть «каши», поступающей из контейнеров, сортировке 

не подлежит, прессуется и 

«КамАЗами» просто вывозится на свалку.

В то же время в Германии сама фраза «сортировать мусор» вызывает смех. На общепринятом жаргоне европей­ских специалистов «мусором» именуется то, что никакой сортировке уже не подлежит. В Европе отходы делятся на пять категорий, поэтому и мешков у каждой хозяйки стоит пять. В чём выгода для обычных граждан? В тех домах, где раскладывают отходы в нужном порядке, вообще не платят за вывоз мусора. Если же кто-либо манкирует этой обязанностью, то деньгами наказывается весь дом. И поэтому граждане зорко следят друг за другом.

Ситуацию решено изменить и у нас. Хотя не так кардинально, как в Германии (пять мешков ни одна российская хозяйка сразу не осилит), но всё же… В Переславле стартовал первый областной пилотный проект по раздельному накоплению мусора. В нём участвуют не только представители нашей области, но немецкого Касселя и одной швейцарской фирмы. Согласно ему, швейцарская сторона бесплатно передаёт два типа пластиковых контейнеров разного цвета с двумя надписями: «для мокрых, пищевых отходов» (не подлежащих сортировке) и «для твёрдых отходов». Переславская фирма, занимающаяся вывозом мусора в городе, со своей стороны, гарантирует своевременный вывоз отходов и обустройство площадок в удобных для людей местах.

Проект решено реализовать в бывшем военном городке, а ныне переславском микрорайоне Чкаловский. 

– Это место решено выбрать потому, что здесь компактно проживают культурные люди с хорошим образованием и привыкшие к дисциплине, – сказал на встрече с жителями Чкаловского советник губернатора по экологическим вопросам Владимир Лукьяненко.

Люди согласились участвовать в этом эксперименте. Тем более, что это только начало. Организаторы проекта не раскрывают всех карт, но вполне возможно, что опыт будет распространён впоследствии на весь регион. Кроме того, в Ярославскую область следом могут прийти новые технологии в этой сфере. 

Правда, пока не решён вопрос, как быть с мусором многочисленных «транзитников-автомобилистов», выбрасывающих пакеты где попало вдоль обочин дорог. Эта проб­лема для Переславля, стоящего на федеральной трассе, является достаточно актуальной. В ходе обсуждения высказывались всевозможные предложения, вплоть до привлечения нарушителей к ответственности при помощи дежурных нарядов ГИБДД. В этом вопросе обещала свою помощь и переславская прокуратура.