Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 23 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20323/

Оптимизация или запустение?

рубрика: Общество
Автор: Евгений АВЕНИР

Тревожный сигнал поступил от наших читателей из деревни Сереново Ярославского муниципального района. Селян очень беспокоит ситуация вокруг здания бывшей школы, закрытой лет двадцать назад.



В Серенове буквально на глазах гибнет бывшая сельская школа, которую многие жители села считают памятником архитектуры. Скептики, считающие здание бывшей Сереновской школы «лишним», не видят в нём никаких архитектурных достоинств. Всего лишь развалины здания из красного кирпича, правда, пока ещё довольно крепкого. Об архитектурной ценности полуразрушенного здания можно дискутировать. Но никто не в силах оспорить факт: Сереновская школа более века оставалась центром и хранительницей живой истории так часто воспеваемой на патриотических концертах и в официальных отчётах «малой родины». 

СЛАВНЫЙ ПУТЬ СКРОМНОЙ ШКОЛЫ

История школы уходит своими корнями аж к 1875 году, когда в Серенове возникла церковно-приходская школа, ютившаяся в двух полутёмных комнатах, арендованных у местной помещицы. Две учительницы и священник обучали горстку ребят, главным образом детей зажиточной части селян. В 1914-м было построено ныне разрушаемое здание. Уже к 1930 году «население» школы достигло 130 душ. 

Вот что писала о школе в 1967 году районная газета «Ленинское знамя»: «Особенно оживлённая деятельность в Сереновской школе развернулась с приходом в 1934 году нового директора В. А. Лисёнковой и заведующего учебной частью 

Г. Г. Иванова. Они организовали и открыли при школе на общественных началах первый в Ярославской области университет культуры выходного дня. На протяжении нескольких лет более 200 человек колхозного и советского актива повышали в нём общее и специальное образование. Тем самым было положено начало ликвидации неграмотности взрослого населения в деревне. Был организован школьно-колхозный радиоузел. По радио выступали учителя, специалисты сельского хозяй­ства.

Совет Министров РСФСР в мае 1947 года отметил высокие показатели учебно-воспитательной работы в Сереновской школе и премировал её ценным подарком. В 1945 – 1957 годах школа экспонировалась в павильоне Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. 

76 медалей и десятки почётных грамот получили школа, учителя и учащиеся за период своего существования. Директор В. А. Лисёнкова удостоена высокого звания «Заслуженный учитель школы РСФСР».

«ОЧЕНЬ ХОЗЯЙСКИЙ» ПОДХОД

В 2010-м уже ничто не напоминает о славном прошлом школы, не слышен детский смех на улице деревни. После строительства новой школы в Кузнечихе время для Серенова словно остановилось. Здание Сереновской школы капитально отремонтировали, планировали открыть дом престарелых, но проект остановился. Год от года здание всё больше разрушается, через несколько лет люди и время закончат своё дело. 

Всё меньше и меньше остаётся на селе школ, десятками и сотнями по всей стране закрывают для детей они свои двери. Ещё добротные и крепкие здания пускаются с молотка за бесценок. В том же Ярославском районе не так давно был продан комплекс зданий и участок земли бывшей Шебунинской школы за смешную сумму, равную стоимости двух однокомнатных квартир в новостройке на окраине города 

(4 миллиона 100 тысяч). А чаще всего здания просто бросают, и они уничтожаются дачниками и местными жителями. 

Подобные распродажи порождают глубокое недоверие людей к местным властям. Люди не жалеют недобрых слов в адрес «близких к земле» чиновников. Вот мнение одного из сельских работников образования: 

– Трудно, порой невозможно остановить запущенную машину под названием «оптимизация».

Мелкопоместным чиновникам, уютно устроившимся в тёплых кабинетах, не указ уже и глава государства! Не услышали, или просто сделали вид, слова, сказанные Дмитрием Медведевым на совещании по социально-экономическому развитию в Нальчике 1 марта 2010 года о необходимости строить школы в сельских поселениях. Президент признал, что с закрытием школы исчезает и поселение. Не был услышан наш президент и ещё раньше – 17 сентября 2008-го, когда говорил о том, что не может быть какого-то единого механизма, единого стандарта при ликвидации школы на селе. 

Никто не просчитывает социально-экономические и демографические перспективы развития сельских населённых пунктов. Село было, есть и будет убыточным. А те последние оплоты в виде школ, библиотек и клубов, которые ещё кое-где по деревням остались, сметут бездушные чиновники.



Комментарии