Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 26 июня 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20355/

Это не тавтология, а плеоназм!

рубрика: Общество
Автор: С уважением Наталья Евгеньевна КАРАГАЕВА, учитель словесности

Уважаемая редакция! Спешу обратить ваше внимание на досадную ­и опасную научную неточность в заметке Марины Королёвой «Главный приоритет: что лишнее?» («Северный край» за 8 июня). Автор совершенно справедливо пишет о речевой ошибке в словосочетании, вынесенном в заголовок, вот только определяет её неверно! В приведённом выше примере, а далее – в других аналогичных («памятный мемориал», «свободная вакансия» и т. д.) не тавтология, а плеоназм!



Заглянем в «Современный толковый словарь русского языка», изданный Институтом лингвистических исследований Российской академии наук (Санкт-Петербург, 2004).

Читаем: тавтология (от греч. tauto – то же самое и logos – слово) – повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла («строить рассуждение на тавтологии»). Проще говоря, это «пережёвывание» одной и той же темы.

В школьной практике мы немного сужаем это понятие и учим ребятишек не повторять одно и то же слово чаще, чем через двенадцать предложений в их творческих работах (сочинениях, изложениях, эссе). Надо признать, что такие неоправданные тавтологические повторы – наша беда! Словарный запас учащихся скудный, а обращаться к синонимическим словарям они не могут по разным причинам: не приучены, лень, нет в достатке справочной литературы в школьной библиотеке, запрещает (?!) учитель на уроках-контрольных.

Плеоназм (от греч. pleonasmоs – излишество) – речевое излишество с точки зрения смысловой полноты высказывания, стилистической выразительности, которое проявляется в скоплении близких или идентичных (одинаковых) по значению слов. То есть словосочетания типа «главный приоритет», «госпитализация в больницу», «автобиография жизни», «реальная действительность» являются не тавтологией, а плеоназмами!

Почему же я встревожилась, прочитав заметку М. Королёвой?

31 мая выпускники школ нашей страны сдавали ЕГЭ по русскому языку. В задании В8 (часть В), которое проверяет знание теории русского языка и литературы, были примеры предложений, в которых надо было увидеть плеоназмы и тавтологию. Или могли быть! Следовательно, необходимо абсолютно верно ориентировать будущих одиннадцатиклассников, что и где искать.

«Северный край» – это такая газета, которую читают практически в каждой семье города и области. Но ведь не в каждом доме есть филологи или, на крайний случай, пособия по подготовке к ЕГЭ (они, к слову, тоже бывают весьма сомнительными по качеству!)... Будет прекрасно, если на страницах уважаемого издания школьники смогут увидеть проверенную научную информацию от сотрудников, предположим, филологического факультета ЯГПУ имени К. Д. Ушинского, а не перепечатку откуда-то...