Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 06 июля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20428/

Жильцы невидимого фронта

рубрика: Общество
Автор: Лидия ГОЛУБЕВА

Знаете ли вы своего соседа сверху? Нет? И напрасно. Может возникнуть такая ситуация, когда вы многое бы отдали, чтобы узнать его имя-отчество и фамилию, а также мобильный телефон. Всегда может возникнуть жилищно-коммунальная проблема: вас могут затопить холодной или горячей водой, в подъезде может появиться запах газа... И где тогда искать хозяина квартиры, в которой находится «эпицентр» аварийной ситуации? Особенно если он вложил деньги в покупку квадратных метров, а проживает и прописан в другом месте. Такой вот жилец невидимого фронта...



НЕТ ВОДЫ – НЕТ ПРОБЛЕМЫ

Отключить весь стояк. К такому решению проще всего прибегнуть водопроводчику с линейного участка. 

Однако проблема отключением стояка не решается. В квартиру нужно как-то проникнуть, чтобы ликвидировать аварию. А хозяин тут не прописан и проживает где-то в другом районе города. Сейчас по закону подобное возможно. Где и как его искать? Иначе соседям «светит» не один день жить отключёнными от благ цивилизации в виде горячей или холодной воды, газа или отопления. К слову, по правилам, если вас отключили от воды более чем на двенадцать часов, коммунальщики обязаны подвезти во двор бочку с водой или вывести временно кран для набора воды.

А вот ещё пример. Поза­прошлой осенью у нас в доме – жилищном кооперативе – чуть ли не до снега не включали отопление. Жильцы мёрзли и не знали, на кого и куда жаловаться. Думали: может, топливо экономят или долги у кого-то, а всех не подключают? Наконец обратились к председателю ЖСК. Ответ поразил: оказывается, в одной из квартир нашей пятиэтажки – в середине октября! – семья решила сделать ремонт – поставить новые батареи. Сами они жили в другом месте, поэтому, наверное, не особо спешили. Рабочие приходили лишь по выходным. А подключать отопление нельзя! Хорошо, хозяев нашли и заставили поторопиться с ремонтом. К его окончанию как раз и снег выпал.

Артур Аваков, директор управляющей компании в Дзержинском районе Ярославля, рассказывает:

– Бог миловал, пока ничего такого не случалось. Обычно всегда находятся и пострадавшие, и виноватые. А в случае аварии, действительно, в первую очередь перекрываем стояк. Что касается вскрытия двери в аварийную квартиру, то по Жилищному и Административному кодексам в этом должны участвовать представители правоохранительных органов. Делается вскрытие в присут­ствии участкового, старосты, представителя управляющей компании и понятых, а затем нужно составить акт, что ничего в квартире не тронуто. Когда мы работали в Тутаеве, в нашем управлении было более двухсот домов, и подобные случаи происходили. Как-то две или три недели искали хозяина – он прописан в Тутаеве, а живёт в Ярославле. Надо сказать, что милиция на вскрытие дверей реагирует отрицательно – ответственность большая. Явится хозяин и скажет: а у меня там пять тысяч долларов было. Мы один раз даже депутата приглашали...

Начальник производственно-технического отдела ОАО «Яргазсервис» Владимир Матис на вопрос, вдруг газом запахнет в подъезде, а в подозрительной квартире никого нет, высказывает мнение:

– Взламывание двери – нарушение прав собственника. Мы стараемся отключать минимальное количество квартир, но это обычно как раз получается стояк. Правда, за последние несколько лет необходимости вскрывать двери не было – хозяева оказывались дома.

НЕДОСОЛ НА СТОЛЕ...

Как-то никогда не приходило в голову применять эту поговорку не в кулинарном контексте. А в том смысле, что нужно быть осторожным: лучше ничего не предпринять, чем что-то, чреватое хлопотами, в том числе и судебными.

Вот один из ярославских участковых, которого я попросила поделиться практикой вскрытия дверей в случае коммунальной аварии в доме, сообщил:

– Это не наша компетенция. Этим МЧС занимается. Единственное, если человек прописан, участковый поможет найти его.

Действительно, закон о милиции разрешает беспрепят­­ственный доступ в жилище, только лишь если предполагается, что там совершается какое-то правонарушение, в случае массовых беспорядков и ряде других ситуаций, не имеющих отношения к разливу канализации.

Может, прокурор выдаёт ордер на вскрытие дверей? Опытный юрист, прокурор Гаврилов-Ямского района Леонид Лебедевич улыбается в ответ на такое предположение:

– Не приходилось, да и не выдаём такие ордера. 

А затем «благословил» участковых и жэковских работников:

– Если неотложная ситуация, например пожар или ещё что-нибудь, то можно вскрыть двери. Но при этом обязательно должны присутствовать милиция и представители коммунальных служб. И потом нужно всё закрыть, опечатать и составить акт.

Но, видимо, милиция не хочет рисковать. Действительно, зачем искать приключения на свою голову? Есть статья 1067 в Гражданском кодексе, о которой в полной мере можно выразиться: закон, что дышло... Судите сами: «Вред, причинённый в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, угрожающей самому причинителю вреда или другим лицам, если эта опасность при данных обстоятельствах не могла быть устранена иными средствами, должен быть возмещён лицом, причинившим вред».

Поди потом разберись в суде, кто тут причинитель вреда и была ли крайняя необходимость. И что такое иные сред­ства? Это опять что ли стояк надо было перекрыть?

Правда, если дочитать статью 1067 до конца, то узнаешь, что «учитывая обстоятельства, при которых был причинён такой вред, суд может возложить обязанность его возмещения на третье лицо, в интересах которого действовал причинивший вред, либо освободить от возмещения вреда полностью или частично как это третье лицо, так и причинившего вред». Суд может... То есть это ещё бабушка надвое сказала!

Между тем в «Правилах и нормах технической эксплуатации жилого фонда», утверждённых Госстроем в 2003 году, указаны предельные сроки ремонта сантехнического оборудования. Так, в течение суток устраняются течи в водопроводных кранах и в кранах сливных бачков. НЕМЕДЛЕННО устраняются неисправности аварийного порядка трубопроводов и их сопряжений, канализации, горячего водоснабжения, центрального отопления и газооборудования. 

То есть сантехники должны изобрести способ, как попасть в аварийную квартиру, чтобы немедленно – по закону – устранить неисправность.

ИЩУТ ПОЖАРНЫЕ, ИЩЕТ МИЛИЦИЯ...

Если быть точнее, пожарные не ищут. Для главного даниловского пожарного Юрия Храброва из ПЧ-53 вопрос, не возникает ли после пожара проблем с хозяевами квартир, дескать, зачем двери ломали, не стал неожиданным. Он сообщил:

– Независимо, есть ли хозяин дома или нет, вскрываем двери и окна, если существует опасность и угроза для здоровья и жизни граждан. У нас это предусмотрено нормативными документами. И проблем не возникает со стороны владельцев квартир.

Действительно, есть статьи 6 и 22 федерального закона 

№ 69 от 21.12.94 г. «О пожарной безопасности». А также 

п. 3 статьи 3 Жилищного кодекса РФ. То есть в наличии два федеральных документа, которые позволяют проникать в жилище. Это помимо ведомственных документов о порядке ликвидации возгорания в высот­ных и деревянных домах.

Правда, один ярославский пожарный пожаловался: частенько потом возмущаются, когда вскрывают двери при подгорании пищи. Дескать, зачем? Так ведь дух такой по подъезду, что не понять: вдруг настоящий пожар? 

А спасатели проникают в чужое жилище на основании нормативных документов милиции или пожарных, поступая в их распоряжение в случаях, описанных законом. 

ПОСЕЛИЛСЯ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ СОСЕД

Спокойный и вежливый человек, Зоя Николаевна не может сдержать возмущения. Выше этажом, прямо над ней, сдали жильё молодой паре с маленьким ребёнком. С этого момента в течение двух лет на потолке её кухни с периодичностью в два-три месяца начали появляться жёлтые пятна промочек. 

Раньше такого не было – квартира долго пустовала. Виноваты соседи сверху, Саша и Марина, решила женщина и как-то раз направилась к ним. 

– У вас ничего не протекает?

– Нет, у нас всё в порядке, везде сухо, – ответствовала молодая дамочка. Войти не пригласила, а Зоя Николаевна постеснялась зайти без приглашения. Когда пятно высох­ло, приготовила раствор с извёсткой и замазала его.

Через пару месяцев история повторилась. На этот раз, услышав ответ, что у них сухо, Зоя Николаевна пыталась бочком-бочком проскользнуть внутрь. Но Марина скалой стояла на страже входных дверей. Бедняжке пришлось возвращаться восвояси и вновь замазывать промочку. 

Так повторялось не раз, пока однажды на потолке не появилась гигантская промочка – пятно распространилось на стену. Зоя Николаевна не выдержала и с воинственным настроем отправилась на штурм соседских дверей. Ей повезло: молодых не было дома, а с малышом нянчилась свекровь Марины. Она совершенно не препятствовала Зое Николаевне – пожалуйста, проходите, вроде всё в порядке. Та зашла – и сразу же на кухню. Там она обнаружила причину промочек: жильцы оставили оттаивать холодильник. Толстые наросты льда в морозильной камере таяли, вода текла через открытую дверку вниз, на пол, вливаясь в большую лужу возле агрегата. На Маринину свекровь тут же вылился поток упрёков: как же, дескать, вы, умудрённый опытом человек... Ну ладно они, молодые, а вы? А я мучаюсь...

Нашла у соседей телефон хозяина квартиры, позвонила. Мужчина – кстати, сотрудник милиции – пообещал, что разберётся и квартиранты заплатят или восстановят первозданную белизну потолка. Затем явился Саша и подтвердил, что сделает всё возможное. Увы, они просто тянули время. Не прошло и месяца, как семейка съехала с квартиры. 

НА ВСЯКИЙ ПОЖАРНЫЙ

Где их искать? И что делать в таких случаях?

Оказалось, искать их незачем. Ответственность несёт не наниматель, а собственник жилья. А что касается квартирантов, то тут можно принять меры. Без регистрации по месту пребывания человек может проживать девяносто дней. Потом нужно продлить регистрацию. Иначе штраф – полторы тысячи рублей. Об этом нам поведал начальник милиции общественной безопасности Фрунзенского РОВД, или отделения милиции № 5 Михаил Шубников.

Хозяева съёмных квартир обычно не регистрируют квартирантов по месту пребывания, хотя это не влечёт никакой узурпации прав на жильё с их стороны. 

Что имеем в итоге? Проникнуть в квартиру жильца невидимого фронта беспрепят­ственно могут пожарные и спасатели в чрезвычайных ситуациях. Если речь идёт не о пожаре, а о каком-то менее масштабном бедствии типа затопления, дело обстоит по-другому. 

Раньше, говорят, в случае коммунального ЧП три дня ЖЭК разыскивал хозяев, а потом приказ по ЖЭКу и вперёд – плотник с участковым, мастером и понятым. 

В принципе решение найти можно. С паспортным столом связываться сложно: там просто не дадут справку об адресе без запроса и без согласия лица, которое разыскивают. В некоторых городах дают объявление по радио или телевидению: ищем-де такого-то ввиду аварийной ситуации.

Один знакомый староста дома в Ярославле составил список телефонов жильцов – правда, он бывший сотрудник органов. Возможно, не везде такое практикуется. 

Сейчас очень много пустующих квартир: невыкупленные в новостройках или оставшиеся в наследство. Или с квартирантами, которым всё равно, нуждается ли в ремонте водопроводная труба или нет, – они и так хозяину платят немалые деньги. Ещё им беспокоиться о чём-то! 

В любой из этих квартир может случиться авария. Раньше на дверях подъездов закрепляли таблички с фамилиями и именами-отчествами проживающих. Неплохо бы возобновить эту традицию. Чтобы потом знать, кого искать. Или, может, всё-таки дружить с соседом? Взять у него телефончик на всякий пожарный? Тьфу-тьфу...