Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 31 июля 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20653/

Будущее ярославского села – проектное управление

рубрика: Общество
Автор: Беседовал Евгений АВЕНИР
Фотографии: Вячеслав ЮРАСОВ

В последнее время сельское хозяйство привлекает всё более пристальное внимание общественности. С одной стороны, высшее руководство страны ставит задачу вытеснения с российского рынка импортного мяса и масла, достижения продовольственной независимости, с другой – не прекращаются разговоры о бедности и необустроенности села, нереально низких закупочных ценах на молоко и многих других негативных моментах в жизни нашего АПК. А тут ещё 

и засуха навалилась... О том, как смотрит на проблемы села областная власть, какие шаги предпринимает для развития сельхозпроизводства, рассказал заместитель губернатора Михаил Боровицкий, много лет курирующий ярославское село и, как никто другой, разбирающийся в его проблемах и перспективах.



– Михаил Васильевич, 30 июня в нашей газете была опубликована статья «Сердце сыроделия становится сырьевым придатком». Она вызвала серьёзный резонанс. Нет недостатка в откликах людей, как согласных, так и несогласных с мнением директора одного из сырзаводов: ярославское сыроделие буквально на краю гибели. Как вы видите эту проблему?

– Раз статья вызвала многочисленные отклики, это уже доказывает, что поставленные в ней вопросы актуальны. Мы оцениваем положение с производством сыра как проблемное, постоянно встречаемся со специалистами, работающими в этой отрасли. Естественно, не ограничиваемся анализом местной, ярославской, ситуации, изучаем опыт других регионов и стран и выработали своё видение как «узких мест», так и перспектив ярославского сыроделия. Да, многие производившие сыр и масло предприятия в последние годы прекратили своё существование. Особенно тяжёлой потерей можно считать вряд ли подлежащий восстановлению в ближайшем будущем Пошехонский сырзавод, который был закрыт в 90-е годы в результате известных перестроечных процессов. Однако экономические процессы, имевшие место в 90-х, принципиально отличаются от тех, что мы видим сегодня, и поэтому объединять их в общую «летопись упадка» не совсем корректно. И высказанное мнение о причинах трудностей отрасли мне также представляется  спорным. В статье названа как основная (если не единственная) причина непростой ситуации в ярославском сыроделии – высокие цены на сырое молоко и постепенный отход областного правительства от пути дотирования сельского хозяйства.

Система всевозможных дотаций долго существовала в нашей области, а в некоторых других российских регионах она действует и сейчас. Даже когда начался постепенный отход от этой системы, мы неоднократно возвращались к этой теме. Одним словом, изучили все плюсы и минусы досконально. И можем с уверенностью утверждать, что есть случаи, в которых дотации – это хорошо и правильно, когда реализационная цена ниже средней расчётной себестоимости. Во всех других случаях гораздо эффективнее бюджетные средства направлять на техническое перевооружение, реконструкцию или новое строительство. Ярославская область ежегодно предусматривает средства для поддержки сельхозпроизводителей, при этом замечу, что времена, когда область занимала последние места в России по уровню господдержки села, ушли в прошлое. Сумма по областной господдержке села растёт. Но вот вопрос: что лучше – разделить все эти средства понемногу между всеми или всё-таки осуществить целевую поддержку, которая позволит хозяйствам провести модернизацию и выйти на уровень получения  конкурентоспособной продукции? В Ярославской области выбор сделан в пользу развития. 

– Но разве в модернизации нуждаются только фермы? А сами сырзаводы как же? 

– Вопрос не в бровь, а в глаз. Наши сырзаводы не проводили коренной модернизации более двадцати лет, работают на оборудовании второй половины прошлого века. И у них имелась возможность такую модернизацию провести – были периоды, когда их продукция приносила очень высокую прибыль. Я никого лично не виню, но всё же причины технического отставания наших заводов в немалой степени и субъективные. Политика продвижения своей продукции у наших сырзаводов также небезупречна: большую часть своей продукции они реализуют через посредников, что повышает её цену и значит – снижает конкурентоспособность. Кстати, те молочные кооперативы, которые сыроделы критикуют, продают своё молоко отнюдь не посредникам, а крупным предприятиям-переработчикам. Мы не приветствуем посредников-перекупщиков, а кооперативы поддерживаем совершенно закономерно. Ведь для того, чтобы молоко у селян купили, оно должно быть охлаждённым, чистым и собранным в крупную товарную партию. Мелкий производитель не может ни очистить, ни охладить молоко, а кооперативу это вполне под силу. Отсюда и необходимость создания молочных кооперативов, которые некоторые сыроделы воспринимают как конкурентов.

Мы осознаём, что трудности у ярославского сыроделия серьёзные, и не только связанные с ошибками руководства предприятий, но и объективные, вытекающие из общероссийской экономической традиции и ситуации. Ярославская область располагается в непосредственной близости к крупным промышленным центрам, и поэтому цена на молоко у нас будет высокой при любых условиях, поскольку велик спрос. А в других, более отдалённых регионах, например на Алтае или в Волгоградской области, молоко как было дешевле нашего, так и будет, и тамошние сыроделы всегда окажутся в более выгодных условиях, чем ярославские. Выдержать конкуренцию с Белоруссией будет также непросто, поскольку белорусские заводы как раз не упустили шанса и модернизировали своё оборудование.

– Всё это означает крах отрасли?

– Ни в коем случае. Мы не заинтересованы в угасании ярославского сыроделия, несмотря на любые объективные причины. Ведь и ярославская порода коров, на которую сделана ставка в нашей области, «заточена» именно под сыроделие. Мы будем искать возможности привлечения инвестиций, но и руководство сырзаводов должно скорректировать свою позицию. Убеждён, что бесконечными дотациями дело не исправишь. Спасение – техническое перевооружение производства. В первую очередь. А во вторую – в переходе в иную ценовую нишу. Это очень трудная и амбициозная задача. В России мало развито производство качественных сыров премиум класса, я, например, могу назвать только «Швейцарский» и «Советский». Мы не привыкли производить сыры класса люкс, предпочитая эконом-класс, но в сегодняшней экономической ситуации нашим сыроделам, на мой взгляд, лучше всё-таки задуматься об освоении ниши элитных сыров хотя бы потому, что в производстве сыров эконом-класса позиции наших конкурентов сильнее по независящим от нас причинам. Больших объёмов дешёвого молока в нашей области не будет – спрос на него постоянно растёт, и появляются всё новые позиции потребления переработчиками сырого молока. Например, сейчас развивается производство кисломолочных продуктов – очень благое дело, но оно опять обострит дефицит молока. А модернизация производства и освоение выработки качественных и более дорогих сыров вполне способны не только спасти наше сыроделие, но и дать ему мощный импульс к развитию.

– Недавно в департаменте АПК состоялось совещание, итоги которого очень волнуют ярославцев. Вы, наверное, догадываетесь, что я говорю о...

– ...совещании по вопросам организации работы сетевых предприятий розничной торговли на территории области. Ничего сенсационного в его итогах нет, это уже третье подобное совещание, с сетями ведётся планомерная работа. Мы дали возможность высказаться и поставщикам продовольствия, и представителям сетевых торговых центров и компаний. Разумеется, некоторые противоречия ещё имеют место: поставщики продовольствия недовольны затруднённым «вхождением» своей продукции на полки гипермаркетов, а представители сетевых компаний указывают порой на невысокое качество предлагаемых продуктов, а также на неаккуратность некоторых поставщиков в части соблюдения графика поставок. Но в целом итоги совещания сугубо положительные. Речь идёт о новом порядке взаимодействия поставщиков и сетей, а точнее, о неукоснительном соблюдении закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 года. Нюансов много, а суть состоит в том, что сети обязаны соблюдать сроки оплаты за продукты питания и не допускать перекладывания затрат, связанных с торговой деятельностью, на поставщиков. Процесс этот уже идёт, и успешно: количество наших товаров в «Пятёрочке», «Карусели», «Копейке» и некоторых других сетевых магазинах выросло в семь раз. Мы на правильном пути. Однако некоторые торговые сети стремятся соблюсти лишь букву закона, а принять его дух не спешат. Они с помощью системы штрафов и некоторых других специальных хитростей пытаются чинить препоны отечественным товарам, диктовать поставщикам свою волю. Сложность борьбы с этими (к счастью, немногочисленными) негативными явлениями и состоит в том, что поставщики опасаются открыто критиковать сетевиков, не хотят рисковать взаимоотношениями на рынке сбыта. Мы нашли простой и, на мой взгляд, даже элегантный выход: дали поставщикам возможность высказать все пожелания и претензии к работе сетей в анонимных анкетах. Мы будем продолжать работу, и отношения между поставщиками и сетевыми компаниями будут урегулированы в полном соответствии с законом и в интересах конечного потребителя. А вот второй обсуждавшийся на совещании вопрос касается интересов этого простого потребителя куда серьёзнее, и здесь результаты обсуждения, к моему великому сожалению, действительно почти сенсационны. Речь идёт о качестве продуктов, которые мы покупаем. Сегодня на многие продукты питания отменена сертификация, что, по моему мнению, увеличивает ответственность производителей и тех, кто реализует продукцию. Случаи появления некачественных товаров на прилавках участились. Мы в ответ поддержали добровольные сообщества потребителей. Они произвели контрольные закупки различных продовольственных товаров, мы оказали помощь в анализе их качества. Результаты получены удручающие – около 70 процентов проверенных продовольственных товаров некачественны. Я могу сказать всем этим продавцам фальсифицированной и некачественной продукции и полусуррогатного алкоголя, что даже в условиях смягчения госконтроля областное правительство не позволит сбывать товары сомнительного качества. С помощью добровольных обществ потребителей мы всё равно выявим тех, кто продаёт опасные для здоровья покупателей продукты, и опубликуем списки горе-торговцев в СМИ. Рычаги воздействия на поставщиков небезопасных для здоровья людей некачественных товаров у нас найдутся в условиях любых изменений законодательства. 

– Какие программы развития АПК вы считаете приоритетными?

– В нашей области до последнего времени действовали три такие программы, но сейчас подход к развитию села принципиально изменился. На мой взгляд, сделан качественный прорыв. По инициативе губернатора Сергея Алексеевича Вахрукова мы внедряем принцип комплексного планирования в развитии села. На этой основе разработана общая «Программа развития АПК и сельских территорий Ярославской области на 2010 – 2014 гг.». Полгода шла предварительная работа с муниципальными образованиями, они представляли расчёты, анализировали перспективы всех территорий и хозяйств. В результате новая программа стала адресной, предельно прагматичной и конкретной. После её реализации будет создан полномасштабный социально-агропромышленный кластер. 116 территорий, около трети хозяйств области, получат комплексную поддержку в развитии не только сельхозпроизводства, но и социальной инфраструктуры – будут строиться спортивные и культурные сооружения, дороги, жильё. В реализации программы примут участие девять департаментов, она будет по-настоящему комплексной. Такой подход применён впервые не только в нашей области, но и в России, и мне кажется, что быть пионерами в этом деле очень почётно.