Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 03 августа 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20674/

Не жди ты меня, пожалуй, последняя электричка

рубрика: Общество
Автор: Елена БАТУЕВА
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

С 1 августа все пригородные железнодорожные перевозки переходят в ведение Северной пригородной компании. Что это такое и как отразится на пассажирах, разбирался наш корреспондент.



В летнее время всегда повышается число пассажиров в пригородных электричках. В прошлые годы в период дачного сезона железная дорога добавляла к обычному расписанию новые поезда, а теперь, наоборот, на некоторых направлениях поездов становится меньше. С чем это связано?

Как пояснили в пресс-службе управления Северной железной дороги, пригородные перевозки всегда были убыточными. Но если раньше они перекрывались субсидиями грузового комплекса, то с нынешнего года в МПС произошла реорганизация – грузовые и пригородные перевозки выделены в две отдельные структуры. Лишённые дотаций, пассажирские перевозки, особенно пригородные, оказались «в прогаре». Единственный выход в этой ситуации – сокращать количество поездов.

Что же будет, когда пригородные перевозки начнут осуществляться в рамках вновь созданной структуры?

– Теперь финансирование пассажирских перевозок пригородных поездов пойдёт из двух источников – от продажи билетов и из средств, выделенных субъектами федераций, – пояснила Светлана Михайловна Шубина, начальник отдела по работе со СМИ службы по связям с общественностью Северной железной дороги. – Уже сейчас расписание пригородных поездов согласовывается с администрациями областей, а в дальнейшем пригородные перевозки будут полностью осуществляться в соответ­ствии с соцзаказом со стороны администраций регионов. То есть сколько администрация той или иной области сможет оплатить рейсов, столько и будет включено в расписание. 

Уже в нынешнем году по решению администрации Костромской области было значительно сокращено число электричек Кострома – Ярославль. По этому маршруту и обратно ходит только шесть электричек, тогда как в ивановском направлении, к примеру, делается девять рейсов в день. Сейчас ведутся переговоры по поводу сокращения электричек направления Шарья – Свеча – Шарья, Вологда – Буй – Вологда, Данилов – Буй – Данилов, Буй – Галич – Буй. 

Кстати, и тарифы на перевозки тоже утверждают област­ные администрации, поэтому в каждом регионе они разные. В Вологде проезд на пригородных электричках, к примеру, дороже, чем в Ярославле. Поэтому происходят такие казусы – из Ярославля до Вологды доехать дешевле, чем из Вологды до Ярославля.

Пассажиров, конечно, все эти новшества не радуют. Студентка Демидовского университета Вера ездит на учёбу в Ярославль из Костромы. Она рассказывает, что раньше была удобная электричка, которая отправлялась из областного центра в 15.20. Сейчас если студентка не успевает закончить учебные дела до 12 дня, то она слоняется по городу в ожидании следующей электрички до шести вечера. Причём, этот электропоезд следует не до Костромы, а до Иванова, и Вере приходится выходить в Нерехте, где её на машине встречает отец. А у кого нет такой возможности вынуждены ждать электрички в Ярославле до семи вечера.

Жительница Сахарежа Галина Леонидовна говорит, что жители посёлка или района ездят за продуктами и в аптеку в Нерехту. Теперь в связи с сокращением количества электропоездов работающие в Ярославле закупают необходимый товар в областном центре. А вот пенсионерам и инвалидам труднее, так как до Ярославля добраться сложнее, чем до Нерехты. Инвалид не в состоянии провести целый день в чужом городе.

Утренняя семичасовая электричка до Костромы получила статус дополнительной. Говорят, с 1 октября её отменят. Но у дачников сезон ещё не закончится. Им и сейчас нелегко добираться до своих участков. А с собранным урожаем доехать будет ещё сложнее. Потому что электричек станет меньше, чем сейчас.

Светлана Шубина говорит, что в адрес управления СЖД поступает немало гневных писем от ярославцев, которым приходится ездить в давке или неудобным рейсом. Но пока железная дорога ничего изменить не может – работать себе в убыток никто не будет. Есть и ещё один фактор, влияющий на количество поездов и число вагонов пригородных электричек, – это пассажиропоток.

– На потребность в количестве мест в том или ином направлении мы ориентируемся по числу проданных билетов, – объяснили в пресс-службе СЖД. – Но, к сожалению, многие граждане у нас ездят «зайцем», поэтому реальное количество пассажиров не совпадает со статистическими данными. Самые интенсивные направления, где больше всего загрузка поездов, – костром­ское, ивановское и данилов­ское. 

Так что же меняется с 1 августа в пригородном сообщении, когда начала работать Северная пригородная компания? В СЖД обещают, что на пассажирах это никак не отразится. Сначала СПК будет работать только как оператор по продаже билетов, а с 2011 года начнёт арендовать составы, определять социальный заказ, то есть полностью организовывать пригородные перевозки. 

По всей видимости, это заключительная часть реорганизации, которая уже несколько лет ведётся в МПС. Так, поезда дальнего следования отошли в ведение Федеральной пассажирской компании, кассы принадлежат системе железнодорожных агентств, а вокзалы – дирекции железнодорожных вокзалов. Что же остаётся самой железной дороге? Подвижной состав, локомотивы, инфраструктура, пути и их обслуживание. 

Что касается будущего пригородных электричек, то скоро железнодорожники встанут перед нелёгким выбором: либо оставлять столько рейсов, на сколько выделят деньги администрации регионов, либо повышать стоимость билетов. Если сейчас мы платим за каждую зону (10 км) 8 рублей, то, если платить по себестоимости, эта цифра будет 22 рубля. Уже сейчас Северная железная дорога подсчитала, что убытки от пассажирских перевозок в 2010 году составят 337 миллионов рублей. На урегулирование вопроса о том, как будут в дальнейшем финансироваться перевозки, СЖД выделила два года. За это время СПК должна провести переговоры с руководством регионов и определить порядок дальнейшего финансирования пригородных рейсов.

Есть и хорошие новости – с 1 сентября пригородные электрички помимо сотрудников транспортной милиции, которые не всегда могут отследить ситуацию, будут курировать охранники из частных агентств, с которыми железная дорога заключила договоры на обслуживание. Так что ездить в поездах теперь будет безопаснее. 



Комментарии