Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 01 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/2082/

Как построить зону для туристов

рубрика: Общество
Автор: Александр ПРОХОРОВ, кандидат экономических наук

В апреле-мае 2006 года Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами (ОЭЗ) планирует объявить конкурс на создание рекреационно-туристических зон. Предполагается, что их будет не более пяти в стране. По словам главы агентства Юрия Жданова, фирмам, зарегистрированным в особых туристических зонах, не следует надеяться на таможенные льготы и существенные налоговые послабления. Однако государство намерено активно участ-вовать в строительстве и реконструкции инфраструктуры на территориях, где будут создаваться такие зоны, а именно: строить дороги и реконструировать аэропорты.


Кроме того, официальное признание на федеральном уровне того или иного региона рекреационно-туристической ОЭЗ станет для международного турбизнеса своеобразным знаком качества. Это будет неким подтверждением того, что в этих местах есть что посмотреть, и тем самым привлечет внимание крупных турфирм, а они, в свою очередь, направят в зону туристические потоки. Иначе говоря, ОЭЗ равносильна мощной рекламной кампании за государственный счет.

На мой взгляд, отдельно взятая Ярославская область вряд ли сможет войти в пятерку особых рекреационно-туристических зон. Первые две ОЭЗ, судя по всему, уже определены – этот статус рассчитывают получить территория вокруг озера Байкал и Краснодарский край с его Черноморским побережьем и будущими горнолыжными курортами. Этих двух примеров достаточно для того, чтобы понять, насколько высок уровень требований к регионам-претендентам на ОЭЗ. Краснодарский край – единственный в стране регион, имеющий теплое морское побережье, а Байкал – уникальный объект мирового значения. Что наша область может предложить такого, что было бы сопоставимо с Байкалом и Сочи?

Конечно, за последние годы ярославская индустрия туризма успешно развивалась. Появилось несколько хороших гостиниц, гораздо цивилизованнее стали выглядеть места развлечений, улучшилось благоустройство центральной части городов (особенно областного центра). «Снизу», со стороны турфирм, местных администраций и некоммерческих организаций, пошел настоящий поток креативных инициатив – избушка Бабы-Яги в Кукобое, музей ямщика в Гаврилов-Яме, созвездие мышкинских праздников и музеев, экскурсии по ярославским коммунальным квартирам, дворец Берендея в Переславле, пошехонский Водяной, угличская артель бурлаков, домашний музей фабричного быта на Перекопе и многое другое. Но и в других регионах туризм не стоял на месте.

Ярославская область не единственная в Центральном федеральном округе может претендовать на желанный статус ОЭЗ. Владимир и Суздаль скажут: «Мы не хуже, да и туристических объектов у нас больше, и туристическая инфраструктура в порядке». Это подтверждается статистикой – на территории Ярославской области находятся лишь 12 процентов инфраструктурной базы «Золотого кольца», а во Владимирской области – 17. Кстати, больше половины инфраструктуры приходится на Московскую область.

Другие области, входящие в «Золотое кольцо», тоже предъявят свои претензии. Начнется война региональных лоббистов в московских коридорах власти, и, как это обычно бывает в таких случаях, приз может не достаться никому из них, а уйдет за пределы «Золотого кольца». Например, в Новгород, тоже весьма достойный город (как туристический центр – ничуть не хуже Ярославля, к тому же расположен на полпути из Петербурга в Москву).

По-видимому, для Ярославской области шансы на получение статуса рекреационно-туристической особой экономической зоны возможны не на пути конкурентной борьбы с соседями, а за счет объединения усилий по «проталкиванию» в режим ОЭЗ всего «Золотого кольца» как единого целого. Это возможно, ведь будущая байкальская ОЭЗ тоже расположена на землях двух субъектов Федерации. Глава агентства по управлению ОЭЗ Юрий Жданов сказал, что в отличие от промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ в туристических зонах будет более сложный механизм деления, так как они не так жестко привязаны к субъектам РФ.

Какие трудности потребуется преодолеть для того, чтобы добиться объявления «Золотого кольца» рекреационно-туристической особой экономической зоной? В первую очередь организационно-политические. Губернаторам и мэрам нескольких областей придется работать в единой команде, где победа возможна лишь одна на всех. Административная практика последних лет приучила российских региональных руководителей к тому, что по отношению к соседям они в первую очередь конкуренты. Однако общие интересы могут оказаться сильнее, чем привычка действовать поодиночке. Например, во всем мире отношения внутри руководящих органов политических партий тоже конкурентные, но это не мешает партиям выступать на выборах единым фронтом.

Главный объединяющий фактор находится в Москве. Это – столичный бизнес, кровно заинтересованный в развитии «Золотого кольца». Московским строительным фирмам тесно в столице. Они хотят строить гостиницы, причалы, мотели, развлекательные комплексы и прочие туристические объекты. Причем строить недалеко от Москвы, чтобы, во-первых, использовать свою строительную базу, а во-вторых, чтобы задействовать недорогие провинциальные трудовые ресурсы. А банки готовы кредитовать такое строитель-ство, им тоже тесно в Москве.

Москва входит в «Золотое кольцо», и любой иностранный турист, а также большинство российских, посещающие города «Золотого кольца», значительную часть денег оставляют в столице, мимо которой им просто не проехать. Поэтому московские городские власти тоже заинтересованы в развитии туристического комплекса «Золотого кольца России».

Все это, вместе взятое (региональные администрации и мэрии, столичный бизнес, московская мэрия), формирует мощный административно-экономический комплекс. Ему вполне по силам добиться объявления территории «Золотого кольца» рекреационно-туристической особой экономической зоной. На весах лоббистской борьбы административный напор Юрия Лужкова «весит» не меньше, чем байкальские глубины и сочинские пляжи.