Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 26 августа 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/20912/

Человеческие кости на волжском берегу

рубрика: Общество
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ
Фотографии: Фото Олега Татарченкова, коллаж Родиона АБАТУРОВА

Норское раньше традиционно считалось одним из красивейших мест в Ярославле. Река Нора, разделяя его на две части и впадая в Волгу, породила пойму, густо заросшую деревьями. Внизу зеленеют берёзы и тополя, наверху растут сосны. Ещё в восьмидесятых годах прошлого века в этом бывшем рыбацком посёлке, основанном в XIII веке, был и свой постоянно бьющий минеральный ключ, прямые песчаные волжские пляжи радовали глаз…



Всё это в прошлом. Родник уже не бьёт почти тридцать лет. Видимо, сказывается, что в реку попадают стоки город­ской свалки твёрдых отходов «Скоково». Если ловушки свалки предотвращают попадание в Нору (а затем и в Волгу) нефтяных элементов, то ничего не мешает отправляться в плавание тяжёлым металлам, органическим и микробиологическим соединениям. То есть микробам и просто нечистотам. 

Впрочем, эта напасть относится к проблемам «глобальным», местным жителям с нею не справиться. Однако общее состояние уныния привело их к полному экологическому цинизму. Чтобы убедиться в этом, достаточно просто прийти на берег Волги в месте впадения в неё Норы, как раз за Троицким храмом. Я сходил туда по просьбе одной из местных жительниц, пытающейся своими скромными силами призвать земляков к порядку.

Я сам живу в Ярославле, и меня уже не удивишь длинной прибойной полосой из мусора, выброшенного на берег из Волги после очередного сброса воды на Рыбинском водохранилище. Однако в данном случае ситуация выходит за рамки «обычного» экологического неблагополучия матушки-реки.

Сразу за храмом Святой Троицы расположено старинное кладбище. Вернее, то, что от него осталось: это всего несколько могил под тяжёлыми надгробиями. Однако возраст кладбища – как минимум несколько веков, поэтому логично предположить, что нынешние лужайки и тропинки на косогоре реки – это бывший погост. Волга во время своих «приливов» и «отливов» активно разрушает здесь крутой берег, после чего останки умерших людей валяются на пляже неприбранными.

По словам жительницы Норского, попросившей не называть её имени, кости регулярно собирает в пластиковые мешки местная ребятня и тут же на пляже и закапывает. В правдивости её слов я убедился тут же: на огромном валуне как раз под косогором кто-то аккуратно разложил маленькие, явно детские останки…

Дальше – больше. Стоило пройти по некогда ухоженному, даже укреплённому бетонными плитами волжскому берегу, как откуда-то стал пробиваться явно различимый запах органического разложения. Так пахнут трупы. Запах доносился из больших полиэтиленовых мешков, туго завязанных и полузанесённых песком. Выяснилось, что в них аборигены топят в Волге мёртвых животных, а, возможно, и не только мёртвых… Затем волна выбрасывает их на берег.

Поднял голову вверх: косогор над пляжем густо завален мусором самого разного свой­ства – от пластиковых мешков и старых диванов до кирпичных фрагментов фундамента. Видимо, какой-то живущий напротив деятель после ремонта дома не стал себя утруждать тратами на перевозку всего этого добра.

Справедливости ради нужно сказать, что с помойкой пытаются бороться местные власти. На берегу Норы самосвалами завалены два места массового сброса мусора. Тут же стоит покосившаяся табличка, призывающая жителей к порядку. Но это – всё.

Я попытался связаться с сотрудниками отдела по содержанию территорий Дзержин­ского района Ярославля, чтобы понять, как дальше намерены местные власти бороться с таким нигилизмом, но – увы: все чиновники были на выезде, контролируя ход предпраздничного ремонта улиц и дворов. Тогда позвонил депутату муниципалитета Евгению Баранову, чьи избиратели живут как раз в Норском.

– Странно, – сказал он, – ко мне местные жители не обращались.

Наверное, поэтому и не обращались, что вышеперечисленное – дело их собственных рук, а своё не пахнет. Тем не менее депутат сразу же выехал на место, чтобы увидеть всё собственными глазами.

Уже после поездки Евгений Александрович сказал следующее:

– Этим вопросом нужно заниматься. Из всего увиденного я сделал вывод, что мусорят жители окрестных домов: даже мешки с пищевыми отходами валяются. Это проблема не только этого дикого пляжа, но всей береговой линии Ярославля. О культуре общежития я постоянно говорю людям на всех встречах и сходах. Что можно сделать сейчас? На недавнем совещании глава администрации Дзержинского района Михаил Цветков заявил, что в рамках подготовки к 1000-летию Ярославля будут организованы и проведены субботники, в том числе и вдоль Волги. Они начнутся буквально с завтрашнего дня.

В то же время, по словам депутата Баранова, он намерен и после окончания праздников продвигать вопрос о содержании в чистоте прилегающих территорий. 

Какой вывод можно сделать из всего вышесказанного? Можно до бесконечности кивать на якобы бездействующие власти, но пора задуматься: а разве мы все не виноваты, что живём на помойке? Выбросил мешок и отвернулся: авось не заметили. В другой раз отвернулся, когда сам заметил негодяя, вываливающего хлам в зелёной зоне. От греха подальше. 

В результате все подъезды домов, подходы к ним и лужайки вокруг посёлков оказываются сплошь заваленными мусором. После чего их обитатели дружно требуют «навести порядок». Но только для того, чтобы снова загадить территорию.

Лет тридцать назад сознательность у людей пытались воспитывать. Как показало дальнейшее развитие событий, это не вышло. Встали на экономические рельсы капитализма. Что же, воспитывать рублём? Однако под каждым кустом участкового с бланками протоколов за административное наказание не спрячешь. Как быть?

Один из местных жителей посёлка высказал такое мнение: выделить перед каждым домовым участком территорию, за чистоту которой будет отвечать его хозяин. Если намусорили, а он не предотвратил, пусть убирает сам. Если не хочет этого делать, то станет вызывать контролирующие органы.

В ответ на это я спросил его: 

– А сами вы готовы это делать?

Мужчина отвёл глаза:

– Ещё сожгут…

Вот так и живём.