Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 15 сентября 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/21086/

Эта бесхозная вода…

рубрика: Общество
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ
Фотографии: Ирина ПИЧУГИНА

Не секрет, что на фоне ухудшения общей экологической обстановки на планете пресная вода начинает считаться не просто «ресурсом», а ценным полезным ископаемым. Уже сейчас аналитики утверждают, что за чистый воздух и воду могут быть развязаны такие же войны, как и за ближневосточную нефть. Горячее лето 2010 года показало, что если бы не воды Оки, откуда по трубам Министерства обороны были выкачаны миллионы кубометров, торфяники Подмосковья тлели бы до сих пор.


 

Несколько лет назад по инициативе партии «Единая Россия» была создана федеральная программа «Чистая вода». Финансирование этого проекта может составлять до 10 миллиардов рублей. Её главной целью является удовлетворение потребности населения России в чистой питьевой воде путём её очищения. Однако нужно учесть, что в вышеприведённых предложениях главным словом остаётся «может»: программа не утверждена до сих пор. И хотя о ней говорят ещё с 2008 года, включение её в федеральное финансирование отложено до конца 2010 года. В пылу борьбы за освоение очередных бюджетных миллиардов начала забываться сермяжная истина: если не будет более-менее кондиционной воды в реках, озёрах и болотах, станет просто нечего очищать. 

Основными природными ресурсами Ярославской области официально считаются торф, песчано-гравийные материалы, строительный песок и сапропель. Запасы пресной воды в этом качестве не рассматриваются. В то же время среди экспертов по природоохране наш регион по «водности» стоит на первом месте среди областей Центрального федерального округа… 

Мысли об этом приходят в голову, когда видишь, как мелеют и заболачиваются многочисленные малые и большие реки области. Основной и традиционной причиной этого считается хозяйственная деятельность человека. 

На Волге убивающие микроорганизмы и рыбу синие водоросли размножаются из-за малого течения (вызванного строительством каскада электростанций и водохранилищ) и загрязнения воды фекалиями и нефтепродуктами. В малых же реках главной причиной называют насыщение аммиаком по причине плодящихся водорослей из-за активно проводившихся в 70-е торфоразработок. Не стоит забывать, что эти самые торфоразработки напрямую были связаны с процессом осушения болот – главного источника воды для русских рек и речушек.

Пришло время исправлять ошибки. И что-то уже делается. На реке Юхоти в районе Большого Села не первый месяц земснарядом «Ватермастер» санкт-петербургской компании «МПП Шельф» ведутся работы по очистке реки от водорослей и ила. Как пояснила ведущий специалист отдела охраны окружающей среды районной администрации Людмила Смыслова, сама река считается главным источником воды для районного центра. Кроме того, она является притоком Волги, имеет первую категорию по рыбохозяйственной деятельности и общую протяжённость в 78 километров. Площадь же водосбора из прибрежных болот составляет и вовсе 1700 квадратных километров. 

Главной задачей проведения работ на Юхоти является воссоздание важного природного источника питьевой воды. Нельзя сбрасывать со счетов и тот факт, что большинство уникальных особо охраняемых природных объектов на территории Большесельского района связано как раз с водными ресурсами. Названия их говорят сами за себя: Карачуново болото, болото Кольяки, Кондратовское болото, болото Великий Мох…

Итак, до конца октября на Юхоти будет вовсю вращать своими манипуляторами зем­снаряд «Ватермастер». Результаты работы «водного мастера» впечатляют: имея возможность косить водоросли, вычерпывать ковшом ил, выкачивать на берег по трубам грязь и даже перемещаться по земле, он уже очистил прибрежную зону самого посёлка, углубил дно в районе плотины до шести метров и пошёл дальше к верховью, где расстояние между берегами достигает одного метра.

– Сейчас я в резиновых сапогах там могу реку перейти, – говорит оператор «Ватермастера» Михаил Бахвалкин. – После же окончания работ глубина будет не меньше полутора-двух метров, расширим и сам фарватер… 

Вся грязь и водоросли выкачиваются по трубам на берег в специальные отстойники – карты, откуда после просушки их вывезут на полигон. В свою очередь заросшие и заболоченные берега будут «окультурены». 

Как рассказал Михаил Бахвалкин, с питерским шиком щеголяющий в белых кроссовках и фирменном «зенитов­ском» джемпере перед большесельскими мужиками (помогающими ему косами на мелководье), его гигантский «кузнечик» стоит триста тысяч евро, со всеми же «насадками» – полмиллиона «европейских рублей». Выпускается «Ватермастер» в Финляндии по лицензии США по индивидуальным заказам фирм. Стоимость одного дня работы этого чуда техники – девяносто тысяч рублей. Всего же их в мире – не более двухсот. 

– Я, прежде чем начать работу, получил лицензию по международным стандартам, – пояснил Михаил. – Обучали нас иностранцы...

Автор этих строк, естественно, задался вопросом: а не может ли наша область при своём промышленном потенциале самостоятельно произвести аналогичную технику? База для всей необходимой пневматики у нас уже появилась в виде недавно открытого японского завода «Комацу». Принцип действия манипуляторов земснаряда «Ватермастер» и экскаватора схож. Построить же саму посудину в виде небольшого катера, имея верфи в Рыбинске и Ярославле, при желании тоже не проблема. Всё дешевле, чем покупать у финнов. Да и для бюджета будет экономия. А уж фронта работ по региону хватит на всю оставшуюся жизнь…

Однако при ближайшем рассмотрении всё оказалось не так просто. 

По словам первого заместителя директора департамента охраны окружающей среды и природопользования Олега Балабушкина, финансирование работ на Юхоти осуществляется за счёт субсидий федерального бюджета, выделяемых агентством «Росводресурсы». В 2007 – 2008 годах так же чистили реку Трубеж в районе Переславля, сейчас одновременно с Юхотью техника трудится на Согоже Пошехон­ского района. Далее планируется очистить в течение четырёх лет реку Устье в Семибратове.

При этом цель работ вовсе не в увеличении водных ресурсов области и не в расширении возможностей в зарыблении водоёмов. Главное – уменьшение риска подтопления населённых пунктов во время половодья. 

При этом учитывается специфика «замусоривания» рек. Например, на Согоже в основном очищают русло от многочисленного топляка с помощью крана и баржи. Юхоть не является сплавной рекой, у неё проблема в заиливании дна и зарастании берегов. 

Получается, что федеральное агентство  «Росводресурсы» занимается не охраной этих самых водных ресурсов, а… охраной людей от них. Оригинальная трактовка названия этой структуры, ничего не скажешь… Экологической же составляющей, по словам Олега Кимовича, обязаны заниматься другие ведомства. Например, Федеральный комитет по рыболовству. 

Возникает резонный вопрос: комитет по рыболовству, как следует из его названия, занимается прежде всего проблемами жизнедеятельности промысловых рыб и их добычи. Вода же здесь остаётся всего лишь их средой обитания, не более… То есть вода сама по себе по-прежнему никого не интересует. Пока не грядёт очередная (не дай Бог, конечно) засуха.