Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 18 сентября 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/21122/

Недетские страсти в детском саду

рубрика: Общество
Автор: Светлана КРУПИНА

Трагическое происшествие с воспитателем детского сада «Ленок» Галиной Юрьевной Орининой, которая из-за переживаний на работе попала в ярославскую больницу с инсультом, взбудоражило буквально весь Гаврилов-Ям. Воспитательницу искренне любят ребятишки многих ямцев, потому об этом говорят горожане в магазинах, парикмахерских, при встречах на улице... Потому и родители воспитанников «Ленка», встревоженные нервозной обстановкой в коллективе детского сада, обратились за помощью в редакцию газеты «Северный край».


МЫ БЫЛИ ЕДИНОЙ СЕМЬЁЙ

«Уважаемая редакция «Северного края»! Просим вас отреагировать на наше беспокойство сложившейся ситуацией в детском саду «Ленок». Этот сад один из лучших в городе. Многие родители, приводя детей в учреждение, заранее знают, что малыш получит всестороннее развитие, отличную подготовку к школе.

Высокопрофессиональный коллектив сложился благодаря бывшей заведующей Валентине Ивановне Вакатимовой. Вся работа в садике строилась на полном доверии: воспитатель – ребёнок – родители. Мы всегда были единой семьёй, знали о проблемах, планах детского сада. Летом этого года Валентина Ивановна ушла на заслуженный отдых. Мы полагали, что уход её будет менее болезненным, если место заведующей займёт кто-то из сотрудников – в коллективе детсада есть инициативные, молодые, опытные специалисты. Но заведующей была назначена Эльвира Владимировна Торунцова. Через некоторое время из детского сада уволились: специалист высшей категории, логопед Е. К. Волкова (общий стаж 37 лет, в этом садике – 19); специалист первой категории, старший воспитатель Е. А. Кулёмина (стаж общий 20 лет, в «Ленке» – 12, неоднократно направлялась на курсы повышения квалификации за счёт детского сада); воспитатель первой категории Г. Ю. Оринина (общий стаж 38 лет, в «Ленке» – 19); помощник воспитателя А. В. Леонтьева. Обеспокоены и другие сотрудники. В чём причина развала столь крепкого, дружного коллектива? Почему назначение новой заведующей не было альтернативным? Представители от родительских комитетов пытались узнать это в РОНО, побывали на приёме у заместителя главы района А. А. Забаева. Но ответы высшего руководства считаем неполными. Просим редакцию провести журналистское расследование, опросить коллектив, родителей, высшие районные чины, понять и предотвратить дальнейший уход специалистов из детского сада».

В. Б. Савельева, С. О. Кислицин, Т. В. Косоурова – всего 15 подписей.

ЖЕЛЕЗНАЯ ЛЕДИ

Всего два месяца проработала в «Ленке» новая заведующая детским садом, но и родители, и воспитатели уже окрестили её «железной леди». На общем собрании прямо так и спросили Эльвиру Владимировну, мол, есть ли необходимость быть «железной леди» в работе с новым коллективом?

– Я человек строгий! – ответила Торунцова аудитории. – Но если человек заслуживает, работает хорошо, всегда его поощряю.

Вот только оправдана ли такая чрезмерная строгость, если руководитель пришёл в один из лучших детсадов Гаврилов-Яма, и статус этот был заработан коллективом задолго до назначения Эльвиры Владимировны? Нужно ли было «строить» людей с большим опытом, энергичных, талантливых, любящих детей и свою работу?

До собрания я спросила у Эльвиры Владимировны, считает ли она нормальным, что в то время, когда повсеместно по области не хватает воспитателей, квалифицированные работники увольняются из «Ленка»? Почему она не пытается сохранить сработавшийся уже коллектив?

– Я предлагала им обдумать их решения, – ответила заведующая. – А логопед, вероятно, испугалась. Одно из образований у меня учитель-логопед.

ОНА ЛЮДЕЙ НЕ СЛЫШИТ

Как-то сомнительно, что логопед Волкова со стажем почти 40 лет по специальности знает свою работу настолько плохо, чтобы испугаться заведующей-логопеда. И если цель одна, то логопед логопеда всегда поймёт и поддержит.

– Я узнала, что на моё место готовят другого человека, – так объяснила своё решение логопед Елена Константиновна Волкова. – Они хорошо знакомы с заведующей. В Гаврилов-Яме об этом шли разговоры. Город же небольшой. Мне до пенсии осталось полтора года. Но Эльвира Владимировна дала ясно понять, что я здесь не нужна. Здоровье мне дороже. Торунцова человек такой, что даже не слышит собеседника. Жалко было коллектив, но... А в садике «Солнышко» меня приняли очень хорошо. Все замечают, что я снова стала улыбаться.

Бывший старший воспитатель «Ленка» Елена Александровна Кулёмина уволилась в никуда, стоит сейчас на бирже труда. А ей всего 37 лет и двое детей на руках. Начинала когда-то свою работу с нянечек.

– Я получила высшее образование, посещала все семинары, совещания. Когда преж­няя заведующая уходила на больничный или в отпуск, я исполняла её обязанности, – рассказывает Елена Александровна. – Не было сомнений ни у меня, ни у коллектива, что меня готовят на место заведующей. Когда я вышла из отпуска, лишь неделю смогла проработать в атмосфере высокомерного отношения к людям. Эльвира Владимировна человека игнорирует, слышит, но не слушает. Войны я не захотела, здоровье дороже, тем более, что у меня дети. Уходят квалифицированные работники, а приходят на их место молодые, некоторые без специального образования. Эльвира Владимировна – человек железный, тяжёлый. Очень жаль воспитателя Оринину – ей досталось по полной программе!

МОЧИМ ДЕТЯМ РУКАВА

Что же произошло между заведующей и воспитателем? Почему беседа руководителя и подчинённой закончилась для последней больничной койкой?

Галине Юрьевне врачи категорически запретили волноваться, и поэтому свою версию событий она рассказывать не стала, объяснив:

– Это случилось после разговора с заведующей детсадом. Если буду вспоминать подробности, то снова разнервничаюсь!

– Разговор с Галиной Юрьевной состоялся по обращению мамы Ромы Малова, которая попросила перевести сына в другую группу, так как воспитатель не находит общего языка с ребёнком, – так описывает события, предшествующие удару, Эльвира Владимировна. – У нас такой возможности нет, ребёнок должен воспитываться со своим возрастом. Я маму уговаривала найти с воспитателем общий язык. А с Галиной Юрьевной решила поговорить в присутствии других воспитателей. Разговаривала с ней корректно. Но указала, что хотя педагогический стаж у воспитателя большой, нужно вспомнить методические приёмы общения с детьми и родителями. Я как руководитель обязана защищать права детей и родителей. А воспитатели должны не заявления писать, а работать, чтобы обращений родителей не было.

Я внимательно слушала Эльвиру Владимировну и всё ждала, когда же она посочув­ствует получившей инсульт не пожилой ещё, трудоспособного возраста женщине. Скажет, что сожалеет о случившемся и беспокоится о здоровье воспитателя Орининой. Но нет. Ни слова сопереживания.

– Я проработала в садике 10 лет, а ушла потому, что у меня нет желания работать с таким руководителем, – рассказывает о том злополучном дне в детском саду помощница воспитателя Анна Валерьевна Леонтьева. – Галина Юрьевна была очень расстроена после разговора с Торунцовой. А потом к нам в группу пришла ещё и медсестра, получившая при новом руководстве большую волю. Она при детях накричала на воспитателя и на меня, что мы специально открываем форточки, мочим детям рукава, чтобы воспитанники заболели и наполняемость групп уменьшилась. Такого обвинения Галина Юрьевна перенести не смогла. В три часа окружающие заметили у неё признаки инсульта, но она в таком состоянии доработала день до конца, до пяти часов!

По поводу «доработала до пяти часов». Это, как рассказала сама заведующая «Ленка», было её условием. Торунцова обещала выдать документы воспитателю Орининой в пять часов вечера, чтобы та отработала этот день на группе. Получила бы воспитатель документы сразу, как просила, не доработала бы, возможно, до инсульта. Но бы да кабы к делу не пришьёшь...

ТРЕНИЯ – ЭТО НОРМАЛЬНО?

Страсти на родительском собрании в «Ленке» накалялись всё больше. С мест доносились реплики родителей и воспитателей:

– Вы обещали, что люди не уйдут, а в понедельник ещё одно заявление!

– Вы говорите – «строгая». Настолько, что наш воспитатель на больничной койке?

– Воспитатели наши ходят с грустными глазами...

– Вы говорите, что все ушли сами, почему же они не увольнялись до вас?

– У нас в группе сейчас 27-й ребёнок – ваша племянница, при норме в 20 детей! Нам жаль нашу воспитательницу, мы видим, как ей трудно. У меня сестра стоит в очереди на путёвку в садик, её ребёнка не взяли. Почему вам такие привилегии? – задала вопрос Оксана Алексеевна Агаширинова.

– Во-первых, назначение заведующего садом проводит начальник управления образования с согласия учредителя – администрации района. Во-вторых, ваши требования о снятии заведующей с должности незаконны. Решение таких вопросов на сходе жителей возможно только для сельских садов, – ответил негодующим родителям заместитель главы Гаврилов-Ямского района Андрей Александрович Забаев. – В-третьих, все уволились по собственному желанию, не было обращений ни в прокуратуру, ни в суд. О давлении со стороны руководства мы информации не имеем. К высказыванию «заведующая довела воспитателя до инсульта» надо относиться очень осторожно. Это больше похоже на клевету. Что касается комплектования групп, то на очереди стоит около 50 детей до трёх лет. Это беда наша. Мы не можем требовать с директоров соблюдения нормативов. Да, нарушаем от безысходности. Если нормативы соблюдать, то всех последних детей из садиков надо исключить.

Но на вопрос, почему взяли двадцать седьмой в группу не племянницу Агашириновой, а племянницу заведующей Торунцовой, чёткого ответа не прозвучало. Да и зачем? И так всем всё ясно.

Ещё менее убедительным был начальник управления образования Гаврилов-Ямского района Валентин Юрьевич Хайданов:

– Когда приходит новый человек, без трений не обходится. Это нормально. Но три педагога ушли – это выходит за рамки. Мы можем переговорить со всеми, кто уволился, мы их всех хорошо знаем. «Ленок» – сад ведущий, надо как-то выруливать. Если вы считаете, что действия администрации ущемляют права детей, обращайтесь к нам. Сейчас, к сожалению, есть очерёдность. Ко мне приходят и матери-одиночки, и женщины, у которых мужья алкоголики. Видя сложные жизненные ситуации, мы стараемся помочь, вынуждены устраивать детей сверх нормативов...

Методист по дошкольному образованию района Людмила Николаевна Тихомирова вообще не произнесла на собрании ни слова.

Умеют наши «ответственные товарищи» уходить от прямого ответа на вопрос, да и от ответственности тоже. Так и закончилось собрание в «Ленке» ничем.

В департаменте образования Ярославской области о событиях в «Ленке» не знают.

– К нам никто не обращался. Даже устного обращения не было, – ответила главный специалист по дошкольному образованию Лада Валентиновна Киселёва. – А без обращения мы не имеем права вмешиваться.

Что же, Лада Валентиновна, считайте эту статью «Северного края» обращением в ваш департамент. Четыре уволившихся педагога за два месяца, один педагог на больничной койке после рабочего дня, нервозная обстановка в коллективе и возмущённые родители – весомый повод вмешаться в ситуацию.


Комментарии