Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 30 сентября 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/21244/

Вопросов больше, чем ответов

рубрика: Общество
Автор: Вадим НАЗАРОВ

Президент Дмитрий Медведев подписал указ, согласно которому Следственный комитет при Прокуратуре РФ выведен из состава этого надзорного органа, то есть стал самостоятельной правоохранительной структурой. Согласно этому указу, новый СКП станет правопреемником прежней организации, за ним остаётся вся материальная база. Работать в комитете останутся прежние сотрудники. За ними сохранены прежние звания и оклады. Пока…


Как сообщает «Российская газета», все сотрудники СКП уже получили распоряжение написать к 1 декабря 2010 года рапорта на увольнение (или выводе за штат). Обратно будут зачислять с 1 января, причём не всех: тех, кто по тем или иным причинам лишился доверия начальства, вновь на работу не примут.

Впрочем, официальный представитель СКП Владимир Маркин такую информацию опроверг.

– Для того, чтобы это стало реальностью, нужно как минимум принять закон о создании Следственного комитета, – сказал он.

Закона, как известно, пока нет. Проект даже не внесён на рассмотрение в Государственную Думу. Правда, если будет нужно, Дума сможет его рассмотреть ещё до конца этого года, о чём заявил председатель комитета по безопасности ГД РФ Владимир Колесников.

За комментариями мы обратились в управление СКП РФ по Ярославской области (теперь уже без приставки «при прокуратуре»). Там заявили, что комментировать пока особо нечего, поскольку даже самого официального текста указа в руках не держали.

Руководитель управления СКП Олег Липатов сказал, что слухи о создании подобной структуры ходили ещё с 1992 года, подобное решение вполне оправдано, поскольку ведёт к большей специализации комитета, и в перспективе возможна передача в ведение СКП уголовных дел другой направленности.

Кстати, такие шаги сделаны ещё до указа президента. В частности, уже сейчас СКП расследует дела, связанные с рейдерством. С нового года в его подследственность перейдёт и расследование налоговых преступлений, которыми ранее занималась милиция, а до неё – налоговая полиция.

Последним «звонком», подтверждающим скорые изменения, стал проект закона «О полиции». В части проекта, где перечислялись основные направления деятельности полиции, не было функции «расследование уголовных дел». Как только проект закона стал достоянием гласности, следователи Ярославского управления сразу поняли: очень скоро «возьмутся» и за них.

Как известно, сейчас в МВД милицейские следователи независимы лишь отчасти. Да, они носят форму другого цвета, имеют специальное звание, подчиняются своему следственному комитету, но он входит в состав Министерст­ва внутренних дел, а «следаки» подчиняются начальнику органа внутренних дел. Все, кто смотрит телесериал «Глухарь», в курсе.

В нынешнем указе ничего не говорится о переводе в состав нового СКП следователей других правоохранительных органов, где есть аналогичные функции: МВД, ФСБ и ФСКН. По мнению «Россий­ской газеты», СКП поручат заниматься только тяжкими и особо тяжкими преступлениями. За остальными же останутся деяния средней тяжести, которые переведут на уровень дознания. Хотя не каждый «следак» согласится стать дознавателем: зарплаты не те да и почёта меньше.

Маловероятно также, что у ФСБ «отберут» их дела. Ведь эта организация по определению занимается расследованием тяжких и особо тяжких преступлений. Как раз под эту категорию подпадают деяния против государственной безопасности.

Независимые эксперты довольно скептически относятся к самому факту создания «российского ФБР». Хотя бы потому, что его американский аналог является самостоятельным суперведомством, имеющим существенную особенность (чего пока нет в новом СКП) – своих агентов, то есть оперативников. Следователь – это голова, а руки и ноги в расследовании – «опер». Они работают в тесном контакте, обмениваясь информацией и совместно разрабатывая версии. А если «следак» сидит в одной «конторе», а «опер» в другой и начальники у них разные, то и толку может не получиться.