Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 28 октября 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/21511/

Вопрос - ответ

рубрика: Общество
Автор: Юлия ТЕРЕШКО, «ЭЖ-ЮРИСТ»

У меня на работе идёт сокращение: пришло новое штатное расписание, где нет моей должности. Штат сокращается с 31 октября, а мне уходить в декрет 29 ноября. Руководство предлагает мне на этот месяц перейти на другую должность. Имели ли право сокращать мою должность?

О. Савина.

 


Согласно ч. 1 ст. 261 ТК РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Следовательно, в рассматриваемом случае работодатель не имел права сокращать должность, которую занимает беременная работница. Работодатель мог до утверждения нового штатного расписания предложить такой сотруднице перевестись на другую должность, и в случае её согласия сокращение должности было бы правомерным. Однако в описанной ситуации сначала была сокращена должность, а затем уже женщине был предложен перевод.

Вместе с тем, при отказе работницы переходить на другую должность (согласиться на перевод – это её право, а не обязанность) работодатель будет обязан сохранить занимаемую ею должность. Принудить к переводу беременную сотрудницу работодатель не вправе (в том числе по причине отсутствия в новом штатном расписании данной должности). Только после окончания отпуска по уходу за ребёнком, если работодатель всё-таки решит сократить данную должность, он может иници­ировать этот процесс.

Мы купили DVD-плеер. Некоторые его функции оказались нерабочими. Принести плеер в магазин в течение двух недель мы не успели, так как уезжали по путёвке в другую страну. Есть подтверждающие документы. Может ли магазин отказать нам в замене плеера или возврате денег, если истекли две недели? Какой срок отведён для обращения в магазин с претензией?

Л. Игнатова.

Автор вопроса, судя по всему, путает гарантийный срок, в течение которого по­требитель может предъявить требования при обнаружении в товаре недостатков, и срок, установленный для обмена товара надлежащего качества. Если потребителю был передан товар ненадлежащего качества, то он в течение гарантийного срока вправе предъявить продавцу следу­ющие требования по свое-

му выбору (ст. 8 Закона от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей»):

– потребовать замены на товар этой же марки (той же модели и (или) артикула);

– потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответ­ствующим перерасчётом покупной цены;

– потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;

– потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

– отказаться от исполнения договора купли-продажи и по­требовать возврата уплаченной за товар суммы.

Гарантийный срок обычно устанавливается изготовителем и фиксируется в договоре купли-продажи либо в технической документации, прилагаемой к договору. Если же гарантийный срок не был установлен, потребитель вправе предъявить требования в пределах двух лет со дня передачи ему товара (ч. 1 ст. 19 Закона). Таким образом, автору вопроса необходимо внимательно изучить имеющиеся у него документы на товар на предмет установленного гарантийного срока. Скорее всего, он ещё не прошёл, так как, как правило, гарантийные сроки на плееры – не меньше 12 месяцев.

Что касается срока в две недели, о которых говорит автор письма, то здесь, скорее всего, речь идёт о времени, установленном для обмена товара надлежащего качества (ст. 25 Закона). Однако в данной ситуации этот срок неприменим, поскольку речь идёт о товаре ненадлежащего каче­ства.

 

Комментарии