Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 04 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/2158/

Кошонины траву косили

рубрика: Общество
Автор: Михаил САФИКАНОВ

Считается, что долг каждого живущего – знать историю своих предков до седьмого колена. Но большинство из нас дальше 3 – 5 предка не заглядывают. Коренной ростовчанин Владимир Михайлович Кошонин, начальник управления по делам архивов администрации области, сумел раскопать корни своей родословной и составить генеалогическое древо Кошониных до 11-го колена.


– Поднять такую глыбу, как родословная, написать ее – непростое дело...

– Главная сложность – фамилии у крестьян появлялись, как правило, только после отмены крепостного права, то есть с 1861 года. До этого они именовались по имени отца – Михайлов сын, Иванова дочь, и проследить линию своего рода по метрическим книгам того времени трудно. В результате двух лет работы удалось составить родословную, начиная с 1686 года. Выяснилось, что род Кошониных происходит из крепостных крестьян помещиков Леонтьевых. Семья жила в деревне Сорокино Дубровской волости Ростовского уезда Ярославской губернии.

Фамилия Кошониных впервые появляется в ревизской сказке 1858 года вотчины камер-юнкера Двора Его императорского Величества надворного советника Михаила Ивановича Леонтьева.

– Владимир Михайлович, фамилия у вас редкая...

– Ее происхождение вызвало несколько толкований. Была версия, что фамилия наша от французского слова «кошон», что в переводе означает «свинья». Такое предположение не очень убедило меня. В наших краях чудно, чтобы такое французское словечко стало фамилией, скорее назвали бы крепкого крестьянина Хряковым. Известно, что у крестьян фамилии в то время происходили от имени хозяина семьи или барина, на чьей территории жили и работали. Встречались, как известно, фамилии, отражающие характер человека, его пороки и образ жизни.

Для полноты картины я подошел к вопросу с другой стороны – стал выяснять, имел ли какое отношение к француз-ской цивилизации владелец деревни Сорокино – помещик Михаил Иванович Леонтьев. Оказалось – нет, вся его жизнь прошла в Санкт-Петербурге. Очевидно, что фамилии его крепостным «за отсутствием помещика» мог присваивать его управляющий – ростовский мещанин А. И. Мальгин.

Согласно ревизской сказке от 21 мая 1858 года, в Сорокине еще до отмены крепостного права управляющим Мальгиным из 17 семей, проживающих там, 15 присвоены фамилии. Среди них кроме нашей – Кошониных, Биткины, Смотряевы, Волковы, Усковы, Топоровы, Шемаевы, Голубковы, Харчистовы, Сопляковы. Никаких намеков на французские корни. Поразмыслив над всем этим, пришли к выводу – версия о французских корнях неправдоподобна.

– Ну и какая же самая реальная версия?

– Все просто. Просматривая книгу «Весь Петербург на 1912 год», я остановился на фамилии Кошенин, которая натолкнула меня и моих сотрудников-историков на мысль, что наша фамилия произошла от слова «кошенина». Это «остатки травы после сенокоса», «трава, накошенная за какое-то время» (словарь Даля). А поскольку Ярославская губерния, и особенно Ростовский уезд, отличались произношением слов с протяжным оканьем, то и указанное слово могло иметь произношение «кошонина», а отсюда и происхождение нашей фамилии. Выходит, ларчик просто открывался – фамилия не заморская, а из крестьянского быта.

– Владимир Михайлович, всякая поисковая работа приводит к открытиям. Так было и в вашем случае?

– Именно так. Однажды бросилась в глаза наша редкая фамилия, когда в 2000 году на экране телевизора демонстрировался фильм «Охота на золушку». В титрах смотрю – актер Сергей Кошонин.

Интуиция подсказывала мне, что Сергей, должно быть, из нашего рода. Так и оказалось, Сергей – дальний род-ственник. Общий наш предок – Алексей – родился в 1740 году, а помер в 1818м. У него было два сына. Вот тут и развилка нашего рода. От Василия пошла наша ветвь Кошониных, а от Семена – род, к которому принадлежит Сергей.

– Вы познакомились с найденной родней?

– Да, в мае 2003 года группа актеров из Санкт-Петербурга, в их числе и Сергей Кошонин, приезжали в наш город со спектаклем. Тогда и состоялась наша встреча. Сначала Сергей отнесся ко мне, как показалось, с недоверием. Но когда я ему стал рассказывать о его прадеде, отце и откуда идут наши корни, он стал воспринимать все по-иному. Летом прошлого года мой старший сын был с семьей в Санкт-Петербурге, Сергей встретил их тепло.

– Владимир Михайлович, посоветуйте, с чего начать тем, кто хочет поискать свои корни?

– Составление родословного древа – очень увлекательное, но долговременное занятие. Хранилище Государственного архива Ярославской области располагает тысячами дел, которые можно использовать для поиска. Если предки человека жили на территории Ярославской губернии, вероятнее всего сведения о них можно будет найти в документах, основные из них – это метрические книги и исповедные росписи церквей, ревизские сказки Ярославской губернии.

Интересный материал могут дать записи первой Всеобщей переписи населения России, которая проводилась в Ярославской губернии в 1897 г. Там есть сведения о составе семьи, возрасте и социальном происхождении ее членов, месте их рождения и постоянного проживания, вероисповедании, грамотности, основном и дополнительном занятии. Проводить генеалогические изыскания в архиве может каждый. Главное – желание и терпение.