Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 07 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/2176/

Мэр пек блины, кормил народ

рубрика: Общество
Автор: Юлиан НАДЕЖДИН

Воскресным днем власть в городе захватил Масленичный генерал. Вопреки армейским уставам персонаж старинных народных гуляний держался вольно, острил и приплясывал. И форма одежды была у него сугубо гражданская: щеголял в бордовом цилиндре с белыми перьями, такого же цвета зипуне и обликом своим напоминал нечто среднее между Дедом Морозом и Карабасом-Барабасом. Даже артисты Волковского театра при виде язвительного весельчака удивлялись: «Неужто наш Коля Лавров?»


Скоморошье воинство, собранное со всего города, с приданными ему силами из Ивняков, Тутаева и Углича (и москвичами в засаде) под громыхание бубнов и трещоток, свист детских дудочек без боя взяло Советскую площадь, а затем и украшенный гирляндами шаров высокий помост перед храмом Ильи Пророка.

Потом настало, наверное, самое интересное. Повинуясь генеральскому повелению, к микрофону вышел настоящий мэр города Виктор Волончунас в окружении замов и глав районных администраций. Как и год назад, миссия была у него, прямо скажем, деликатная – повиниться перед народом за все, в чем был и не был виноват.

Как и велось всегда на Руси в Прощеное воскресенье, он самоотверженно выполнил нелегкую задачу, от волнения подглядывая в текст. Извинился за «недосмотры и перегибы», за «слова, брошенные на ветер», за «серьезные намерения и несерьезное воплощение», за все, «в чем власть может обвинить себя сама». По команде Масленичного генерала площадь ответила тем же – не очень стройно, зато без всякой бумажки.

Прямо на сцене мэр испек пару блинов. Как предписывает традиция, угостил «девочку из народа по имени Дуня» и объявил о начале праздничной программы «Наши блины всей России видны». В генеральских владениях между тем все крепче веяло свежим печевом и шашлычным дымком. У палаток, поставленных по периметру площади (мы насчитали их ровно сорок), очередей не наблюдалось, но и столики не пустовали.

Блины и стар и млад поедали с пылу с жару – подогретые в микроволновках или на глазах у едоков испеченные на электроплитах. Пшеничные, гречневые, геркулесовые... Тонкие, хрустящие, и потолще, на дрожжевой опаре. С маслом или начинкой, на все вкусы и самой разной толщины кошельки: от простого блина «без всего» за 8 рублей до блинчиков с красной икрой за полсотни штука.

Видели мы и такие эксклюзивные редкости, как потрясающее яство «с секретом» – кулебяку кило на три под названием «Жареный поросенок». Пробовали налистники – блины с мясом, как нам объяснили, «обжаренные в яйце и масле». Запивали блины кто чем, все больше горячим чайком или кофе, сбитнем на чаю и сиропах или «медоваром», слабоалкогольным пивом – новинкой питерского НИИ медоварения. Обычным пивом гуляющие не увлекались – на холоде не шло.

К концу дня горожане подъели все кренделя, расстегаи и кулебяки. По округленным подсчетам, проведенным на месте действия с помощью начальника отдела общественного питания управления сферы услуг мэрии Ирины Николаевой, Ярославль за одно только Прощеное воскресенье съел около ста тысяч блинов.

За послесловием к празднику мы подошли к генеральному продюсеру «Главной Масленицы страны», президенту российской секции Ассоциации карнавальных городов Европы, гостю из Санкт-Петербурга Игорю Гаврюшкину.

– Когда на главной площади появился разудалый, живописный и довольно-таки многолюдный «масленичный поезд», – сказал он, – повеяло духом русского карнавала. Актеры, студенты театрального института, в костюмах ряженых и затейников при поддержке любительской массовки наверняка не одному мне напомнили, что ярославцы – земляки такого мастера уличного театра масок, как Федор Волков. Вдвое длинней был нынче блинный ряд. В общепите здесь много людей творческих, владеющих тонкостями народной рецептуры. О таких блинах – сужу не понаслышке – действительно, можно говорить, что они «всей России видны». Город Ярослава Мудрого вослед Пскову, Самаре и Перми дозрел до официальной церемонии приема в члены нашей ассоциации, что, видимо, и произойдет в самое ближайшее время.

Вечером на Волге при большом стечении любопытствующих погибла в огне установленная на плоту Масленица, красавица в кокошнике и расписном сарафане. В отличие от прошлого года кукла сгорела быстро, за каких-нибудь четверть часа. Предки наши, спроваживая зиму, считали это доброй приметой.