Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 26 ноября 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/21814/

Униженное детство

рубрика: Общество
Автор: Олег ТАТАРЧЕНКОВ

Преступления против детей представляют особую опасность, поскольку применяется насилие к ребёнку, который не в силах сам себя защитить. А несвоевременное привлечение к уголовной ответственности виновных порождает у последних чувство безнаказанности и толкает на совершение новых, более изощрённых злодейств…

 


Как уже сообщал «Северный край», прошло первое заседание общественного совета при следственном управлении по Ярославской области СКП РФ. Его основной темой стали как раз профилактика и расследование преступлений в отношении несовершеннолетних. Причиной обсуждения этого направления борьбы с преступностью стали поправки в законодательство, которые сейчас находятся на утверждении в Государственной Думе РФ.

В октябре этого года состоялась встреча председателя Следственного комитета при Прокуратуре РФ Александра Бастрыкина с председателем комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Еленой Мизулиной, на которой он предложил поддержать инициативу о передаче в подследственность Следственного комитета РФ всех без исключения уголовных дел о преступлениях в отношении детей.

По мнению СКП, работа в этом направлении сможет обеспечить создание нового уровня уголовно-правовой защиты несовершеннолетних и позволит сформировать единый подход к проведению следствия, даст возможность на новом уровне решать вопросы реабилитации жертв преступлений. Кроме того, она обеспечит более эффективное взаимодействие с контролирующими и надзорными органами исполнительной власти, местного самоуправления и общественными организациями, занимающимися защитой прав детей.

Начальник СУ по Ярославской области СКП Олег Липатов, предваряя дискуссию, обрисовал ситуацию на территории Ярославской области:

– По статистике, за 9 месяцев 2010 года в правоохранительные органы Ярославской области поступило 211 сообщений о преступлениях в отношении несовершеннолетних (заметим, за весь 2009 год было 333 сообщения). Причём из них 17 сообщений о совершении преступлений, предусмотренных ст. 131 УК РФ (изнасилование), 29 сообщений о преступлениях, предусмотренных ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера), 1 сообщение о преступлении, предусмотренном ч. 4 ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлёкшее по неосторожности смерть потерпевшего), по факту безвестного исчезновения – 65 сообщений, 76 сообщений – о совершении иных преступлений. По всем заявлениям проведены проверки, по результатам которых возбуждено 32 уголовных дела.

Ещё 16 марта 2010 года по-явился документ «О введении специализации следователей Следственного комитета при Прокуратуре РФ по расследованию преступлений, совершённых в отношении несовершеннолетних». Согласно ему, расследование уголовных дел данной категории поручается наи-более опытным следователям следственных подразделений по Ярославской области.

В качестве положительного примера Олег Игоревич отметил прокурорское представление, внесённое следственным отделом по Заволжскому району Ярославля по результатам расследования уголовного дела, возбуждённого по факту доведения до самоубийства бывшего воспитанника детского дома. Оно произошло в результате шантажа вокруг полученной молодым человеком квартиры.

Следователи установили, что одной из причин преступления стало отсутствие знаний о своих правах на имущество в среде бывших воспитанников детских домов и интернатов. В результате в департамент образования мэрии Ярославля СУ СКП внесло представление с предложением организовать курс правового регулирования отношений собственности, порядка заключения и государ-ственной регистрации сделок с недвижимым имуществом и его приватизации.

Впрочем, одними представлениями правоохранительных органов эту проблему не решить, поскольку документы появляются на свет уже после совершения преступления. Здесь должна идти работа на опережение.

Задачу организации профилактических мер должен будет решать и общественный совет.

Насилие порождает насилие. Следственная и психиатрическая практика показывает, что многие преступления в отношении детей совершают люди, которые сами в детстве подвергались насилию. Те, кого в детстве били и унижали родители, сами, становясь родителями, зачастую применяют те же меры воздействия на детей.

Сейчас идёт следствие в отношении 32-летнего жителя Ростовского района Виталия Гладких. В рамках предварительного расследования было установлено, что своим пятерым малолетним детям он постоянно наносил побои. 12 сентября 2010 года в больницу Борисоглебского района было доставлено тело его пятилетней дочери. Девочка скончалась в машине «скорой».

Причиной смерти стали разрывы почек, селезёнки и печени, в ходе осмотра на теле ребёнка было выявлено более 40 гематом. Позже отец погибшей обратился в правоохранительные органы, где написал явку с повинной, указав, что он нанёс побои своей дочери, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

В отношении мужчины была проведена амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза. Он признан вменяемым. Однако здесь нельзя сбрасывать со счетов и так называемое «тяжёлое детство», когда, возможно, отец Гладких таким же образом «воспитывал» сына. И он в свою очередь никаких других «педагогических» методов так и не узнал…

Поэтому работа над решением задач профилактики преступлений против детей носит систематический характер. Она необходима для безопасности последующих поколений.

– Помимо совершения насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних, – говорит Олег Липатов, – имеют место случаи, когда в результате халатного отношения ответственных лиц либо невыполнения ими своих профессиональных обязанностей дети гибнут или остаются инвалидами. Ряд подобных уголовных дел находится в настоящее время в производстве наших следственных отделов. И на подобные факты мы и впредь будем остро реагировать.

Впрочем, здесь важно не перегнуть палку. Уже сейчас есть идеи обязательного медицинского осмотра детей перед началом дня в детском саду. Согласно им, если медицинский работник заметит на теле малыша синяк или гематому, то он обязан будет доложить об этом «по инстанциям». И хотя дети, познавая новый мир, падают и расшибаются, в этом случае можно быть уверенным: неприятности родителям будут гарантированы.

Правда, тут же возникает другой вопрос: кто станет осматривать ребёнка и докладывать «куда надо» уже после посещения малышом детского учреждения? И как родители потом докажут, что их ребёнок стукнулся на прогулке в детском саду, а не играя во дворе со сверстниками?

Не всегда вмешательство государства в частную жизнь граждан помогает укреплять семью, чьи устои и без того разрушаются с ужасающей быстротой. Одними карательными мерами моральную систему семейных ценностей не создашь. Здесь требуется большая и кропотливая работа, рассчитанная на много поколений вперёд…

Сегодня в Ярославской области на 18 районов насчитывается только 13 детских учреждений, где могут принять детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. При этом несколько территориальных образований, находящихся на севере региона за сотни километров (таких, к примеру, как Любим-ский), «приписаны» к Ярославлю, где только два подобных «детскоприимных» дома.

В то же время закон чётко предписывает, что для помещения ребёнка в такой дом работникам соответствующих отделов нужно в течение трёх часов установить его личность, адрес проживания, состояние семьи, провести медицинский осмотр и тогда уже доставить в Яро-славль. Получится?

В противном случае работники социальных органов и ПДН милиции имеют шансы попасть под действие тягчайшей статьи УК за «кинднеппинг» (похищение детей). Поэтому, как правило, детей не везут, разбираясь на месте. И не всегда это к добру…

В ходе обсуждения была затронута острая проблема дет-ской безнадзорности. По словам Липатова, основная масса доследственных проверок проводилась как раз по сообщениям о безвестном исчезновении несовершеннолетних, зачастую в отношении одних и тех же, систематически покидающих детские учреждения.

Председатель областной коллегии адвокатов «Лиго-2002» Евгений Торопов заметил, что наша современная законодательная база такова, что воспитатели и родители, первыми обнаружившими пропавших детей, оказываются под ударом закона. Именно в их отношении возбуждаются административные дела (и не только административные) за недостаточный надзор.

На протяжении нескольких лет один мой знакомый с регулярностью раз-два в неделю разыскивал по компьютерным залам своего сына-подростка. При этом опасался обращаться в милицию, поскольку знал, если он даже найдёт парня сам, первым, кого накажут по Административному кодексу, будет он сам. Плюс соответствующая бумага на работу.

– Является очевидным тот факт, что в масштабах не только нашего региона, но и всего государства необходимо проводить политику социального «оздоровления» семьи. Нужно восстанавливать сам институт семьи, возрождать духовные, исконно семейные ценности, – считает Олег Липатов. – Эти шаги, безусловно, облегчат нашу общую работу по профилактике преступлений в отношении детей.

Облегчат, безусловно. Но не решат. «Государство – это я!» – сказал в XVII веке Людовик XIV, король французский. Сейчас в России государство – это чиновники, но если надеяться только на них… Сегодня общественные советы при государственных структурах и правоохранительных органах создаются повсеместно. И очень важно, чтобы этот общественный глас не оказался гласом вопиющего в пустыне.