Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 01 декабря 2010
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/21865/

Блестящей должна быть не только музыка

рубрика: Общество
Автор: Владимир ФИНОГЕНОВ
Фотографии: Владимир ФИНОГЕНОВ

Как и ожидалось, выступление всемирно известного оркестра Гленна Миллера, прошедшее во Дворце «Арена-2000 Локомотив», не затерялось в череде концертов, на которые богата гастрольная афиша в Ярославле.

 


Надеюсь, конструктивные предложения, которые выскажу далее, помогут сделать проведение последующих масштабных шоу более привлекательными, цивилизованными для артистов и прежде всего для зрителей-ярославцев.

...Итак, осенним вечером несколько тысяч человек пришли в «Арену», надеясь насладиться музыкой в исполнении коллектива, носящего имя Гленна Миллера – легендарного композитора, аранжировщика и тромбониста 30 – 40-х годов прошлого века. Концертом на Верхней Волге зарубежные музыканты начинали очередное турне по России. Дальнейший их маршрут пролегал через Архангельск, Иваново, обе наши столицы.

И, надо сказать, ярославцы не обманулись в своих ожи-

даниях. Они услышали в

«Арене-2000» мелодии, знакомые во всём мире уже не одному поколению людей. Гленн Миллер и его большой оркестр (биг-бенд) прославились, снявшись в начале 1940-х годов в двух фильмах: знаменитейшем «Серенада Солнечной долины» и менее известном у нас «Жёны оркестрантов».

Основу концерта в самом большом ярославском зале составили песни из обоих киномюзиклов. Волшебную музыку – классику лёгкого жанра, не испорченную «фанерой», – одинаково тепло принимали и седовласые дамы, и детсадовские малыши. Приятным сюрпризом для зрителей «Арены» стали прозвучавшие под её сводами отечественные мотивы – например, обработка песен «Полюшко-поле» и «Эй, ухнем!»

В перерыве между двумя отделениями концерта и после него руководитель оркестра Уилл Салден, одетый в белый элегантный фрак, подарил всем желающим автограф. Отечественные «звёзды», увы, не балуют нас таким вниманием к зрителю...

Выступление музыкантов завершилось на мажорной ноте – вечно юным, зажигательным «Увлекательным танцем» из фильма «Серенада Солнечной долины». В финале великолепного шоу ещё одним сюрпризом для зрителей стало появление в проходах партера играющих на трубе и тромбоне музыкантов, только что стоявших на сцене.

А теперь о том, что заставило взяться, как говорится, за перо – то бишь за компьютерную клавиатуру. Начнём с того, что большинство зрителей, в том числе и автор этих строк, придя на концерт, пребывали в уверенности, что в Ярославль прибыл оркестр из США.

Основания для такой уверенности были веские. Ведь, напомню, могучее древо миллеровского бенда родилось в Америке в 1937 году. Между сентябрём 1938-го и июлем 1942-го оркестр, руководимый выходцем из снежной провинции «кукурузного» штата Айова, записал более двухсот (!) композиций. Среди них не только собственные сочинения, но и нетленная классика, например, «Лунная соната» Бетховена.

Кстати, светлая, «лунная» тема стала визитной карточкой оркестров Гленна – как при жизни музыканта, так и после его смерти. Каждый свой концерт (в том числе и нынешний в Ярославле) биг-бенд открывал «Серенадой лунного света», которую в знаменитом кино-

мюзикле играли парни из ансамбля, носившего в фильме название «Весёлые трубадуры».

Поклонники творчества Миллера, конечно, знают, что в 1944 году самолёт, на котором он летел из Англии во Францию, пропал с экранов радаров над проливом Ла-Манш. Обломки машины так и не нашли. Оркестр после этого несколько раз менял руководителей.

Признаюсь, открытием для меня стало то, что со временем у знаменитого заокеанского биг-бенда появились два официальных брата-близнеца. Их называют также клонами миллеровского оркестра.

Один из лицензионных двойников (клонов) – тот, что приезжал к нам. Им руководит Уилл Салден. Он поясняет:

– Сегодня в мире существует три состава оркестра: американский, английский и европейский (Glenn Miller Orchestra Europe), которым я руковожу. По нескольку раз в год созваниваемся, периодически встречаемся, обмениваемся мыслями. Все мы влюблены в творчество Миллера.

Об этом Уилл Салден, вероятнее всего, говорил и на концерте в Ярославле, поскольку многие музыкальные номера он предварял небольшим текстом-вводкой. Но поскольку перевода этих слов на русский язык не было, зрители, не знающие английского, остались в полном неведении – о чём же так увлечённо рассказывает музыкант...

Был ли возможен выход из такой ситуации? Вопрос, думается, риторический для города, уже дважды проводившего в той же «Арене-2000» мировые форумы, последний из них даже громко именовался глобальным. Если, скажем, работа переводчика-синхрониста сильно удлиняла бы время концерта, то что мешало дать небольшой текст по висящим под крышей Дворца информационным табло? Они используются во время хоккейного матча. Между прочим, транслировался по ним и концерт миллеровско-европейского оркестра, проходивший в «Арене». Видимо, «бегущая строка» ничуть не помешала бы видеть артистов на экране.

Сопоставление с хоккеем невольно напросилось ещё раз, уже после концерта. Яро-славцы уже привыкли, что по окончании спортивных поединков в «Арене» у неё чередой выстраиваются автобусы и маршрутные такси, развозящие болельщиков по микрорайонам города.

Увы, после концерта миллеровского оркестра довелось наблюдать лишь два «пазика» 98-й маршрутки. Но и те, едва подъехав к входу во Дворец, так быстро заполнили свой салон, что даже не остановились на улице Гагарина, от которой начинается их маршрут.

Помнится, года два назад ярославские власти гордо сообщали, что по уровню организации работы общественного транспорта наш областной центр (ещё до введения электронных проездных билетов!) был признан одним из лучших в России. Так давайте докажем это, подавая автобусы к «Арене» не только по окончании хоккейных матчей. Ведь люди с удовольствием ходят во Дворец на проводимые в нём эстрадные концерты, ледовые шоу. Ходят как на праздник, надевая лучшие наряды...