Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 25 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/2457/

«Рассекретил» линию Маннергейма

рубрика: Общество
Автор: Иннокентий КАШИН

Сегодня на мемориале Победы в Мышкине прибавится живых цветов. Горожане принесут их к барельефу одного из семи своих земляков Героев Совет­ского Союза – уроженца села Еремейцева Николая Васильевича Дегтярева. Почтят в день его столетней годовщины память о человеке, ставшем обладателем Золотой звезды Героя в числе первых в стране.


Награду получил он года за полтора до начала Великой Отечественной войны в так называемую «финскую кампанию», став участником прорыва считавшейся неприступной подземной крепости – линии Маннергейма. Метельной ночью, после того, как очередная атака наших танков захлебнулась, начальник штаба дивизиона гаубиц Николай Дегтярев прополз по снегу в один из подбитых танков, протянул за собой телефонный провод. Наутро он корректировал огонь артиллеристов под носом у противника. Мощная и тщательно замаскированная оборона была на этом участке рассекречена и прорвана.

В 1942 году Николай Дегтярев закончил курсы академии Генштаба. Большую войну герой закончил осенью сорок пятого на Дальнем Востоке – добивал японских вояк. Награжден орденами Красной Звезды, Кутузова, двумя – Боевого Красного Знамени. Уже после войны учился на высших курсах при Артиллерийской академии. В отставку гвардии полковник Дегтярев ушел только в 1956 году. Жил в Ленинграде, до пенсии проработал там главным бухгалтером швейной фабрики.

На родину Николай Васильевич, пока был жив, наведывался регулярно, поддерживал и письменные контакты с родственниками, пока те не разъехались кто куда. В «музейный уголок» сельской школы, где учился, передал письма, фотографии, фронтовую газету с описанием подвига.

После перестройки, до которой герой не дожил, это просторное село обезлюдело, летом живут там теперь в основном столичные дачники. Школу закрыли, собранное исчезло. Хранители Мышкинского народного музея пытались ценные экспонаты искать, но те как в воду канули.