Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 31 марта 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/2548/

«Прочитав Пушкина, мальчик влюбился...»

рубрика: Общество
Автор: Лариса НИКОЛАЕВА

Каждый год 2 апреля – в день рождения великого датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена – мир отмечает Международный день детской книги. Обычно к этой дате приурочивают проведение недели детской и юношеской книги, проводят конкурсы, выставки, конференции и фестивали. А как само новое поколение воспринимает книгу? Чем является для современных тинейджеров чтение? Чтобы поговорить о роли вечных ценностей в жизни подростков, я отправилась в 37-ю школу Ярославля, в самый обыкновенный 8-й класс.


А любите ли вы читать? С такого простого вопроса началось наше знакомство. Большинство ответили «да». Кто-то признался: «Не очень». «Читать я люблю, если мне интересно», – заметил Никита. «Нельзя сказать, что я сильно увлекаюсь чтением, – включилась в разговор Полина, – но бывают такие моменты, когда тянешься к книге».

Однако, признавая вроде бы ценность книг, большинство из моих собеседников все же честно сказали, что предпочли бы проводить свое свободное время вовсе не за чтением. Только единицы добровольно взяли бы в руки книжку на досуге. Несколько прилежных учеников принялись бы за столь нелегкий труд, если это им задано на дом, да и то, как сообщила Аня, «только после того, как погуляю». «Ну нет. В свободное время я лучше музыку послушаю, – пооткровенничала Маша. – А если и стану читать, то разве что журналы».

Из ответов ребят ясно: в подростковой среде художественная литература проигрывает по популярности не только музыке и глянцевой периодике, но и компьютеру (причем исключительно – играм или Всемирной паутине), общению с друзьями и телевизору.

На несколько вопросов я попросила мальчишек и девчонок ответить письменно. Получился этакий срез, не претендующий, впрочем, на абсолютную объективность.

Самое, пожалуй, интересное – узнать, какая книга сейчас на столе у каждого из моих собеседников. Трое из двадцати учеников отвечают: «Никакой». Несколько человек называют произведения из школьного курса литературы, хотя я просила учебную программу оставить за скобками. Но, очевидно, последнее из изучаемого – «Весенние перевертыши» В. Тенд-рякова – произвело на ребят сильное впечатление. Еще бы! История-то ведь о том (цитирую одного из восьмикласс-ников), «как мальчик после прочтения книги Пушкина влюбился в соседскую девочку».

Несколько человек читают какую-нибудь очередную книжку из сериального «Гарри Поттера», две девочки, наверное, подражая мамам, прониклись любовью к детективам Дарьи Донцовой. Кто-то предпочитает более детские вещи – «Три мушкетера» или рассказы о животных Сетон-Томпсона. А наибольший интерес у 13 – 14-летних вызывают приключенческая литература, фантастика, легкие развлекательные жанры.

Выбор подростков, как, видимо, и положено их возрасту, довольно хаотичен: серьезные вещи типа «Овода» Войнич могут запросто соседствовать с откровенным макулатурным чтивом. Был и довольно неожиданный ответ: «Заканчиваю читать книгу Колесникова «Меня Путин видел», – написала Полина. Любопытно, ей родители посоветовали или это осознанный выбор?

А встречались ли вам в современной или классической литературе герои, в которых вы узнаете себя, свое поколение? Без этого вопроса я, конечно, не представляла себе беседу о книге. Ведь буквально век назад с Онегиным или Обломовым соотносили себя многие читатели. А в нашем недавнем прошлом всем строителям коммунизма предлагалось брать пример с Павки Корчагина.

Больше половины учеников ответили, что книги, в которой они увидели бы себя, нет. Что-то близкое один из мальчиков нашел в повести Пушкина «Капитанская дочка», а одна из его одноклассниц написала, что сходные своим переживания встречала в некоторых стихах (кстати, в числе любимых книг поэзию назвали всего несколько человек). Были упомянуты в качестве близкого литературного кода «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» Р. Фраермана и уже называвшаяся книга «Весенние перевертыши».

Но в целом новое поколение, похоже, не имеет потребности в серьезной литературе. Чтение для части общества – как для взрослых, так и для детей – перестает быть необходимой частью жизни.

Не хочется морализатор-ствовать. Но, к сожалению, вспоминаются слова одного писателя-шестидесятника: «Мир заселяется какими-то другими людьми...»