Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 08 апреля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/2683/

Когда сугробы были большими

рубрика: Общество
Автор: Лариса ДРАЧ

Что можно сказать о человеке, который, окончив с отличием медицинский институт и имея возможность устроиться на работу, куда только душенька пожелает (красный диплом – во все времена красный диплом), без малейших колебаний выбирает распределение в… Нижний Тагил, да еще любовно величает эту тмутаракань Нежным Тагилом? Романтик, да и только.


– Чем вам приглянулся этот край света? – допытываюсь я у своей собеседницы, главного врача больницы № 7 Елены Ивановны Дементьевой. – Ваш Нежный город и на карте-то не сразу отыщешь…

– Предложили бы поехать еще куда-нибудь подальше, честное слово, ни секунды бы не раздумывала. Но, увы, это была самая крайняя географическая точка, куда распределяли в 70-е годы выпускников ярославского меда, – смеется Елена Ивановна. – И потом, вы представить себе не можете, какая там изумительная природа...

Кстати, именно с природой связаны у Елены Ивановны и самые первые детские воспоминания.

...Семья военпреда Ивана Саввича Гордиенко жила в поселке ИТР (инженерно-технических работников), расположенном в Очапках. Несколько двухэтажных каменных домов стояли посреди красивейшего соснового бора. Лес, можно сказать, начинался сразу за порогом дома. Едва родители уходили на работу (а мама нашей героини Дарья Тимофеевна работала на одном предприятии с мужем, на «Резинотехнике»), маленькая Леночка, оставленная на попечение старенькой соседки бабушки Мани, наспех проглотив манную кашу, всеми правдами и неправдами старалась улизнуть из дома. Там ее ждал целый мир, полный фантастических открытий и удивительных приключений.

– Помните такой фильм – «Когда деревья были большими»? Так вот, мне кажется, что раньше и сугробы были большими. И мы в этих сугробах выкапывали пещеры, соединяющиеся коридорами, строили снежные крепости.

Всякие кукольные забавы, излюбленная девчачья игра в дочки-матери абсолютно не привлекали Лену. Да и как можно предпочесть эти бантики-оборочки и прочие сюсюканья упоительной игре в снежки, азартному штурму снежного городка или, если дело было летом, популярной среди мальчишек игре в чижика. (Тем, чье детство пришлось на послевоенные годы, не надо растолковывать, в чем суть этой игры. Для молодых читателей объясню: чижиком называлась деревянная чурка со скошенным краем. По этой деревяшке нужно ударить битой, а потом, в зависимости от правил, либо отбивать, либо, напротив, ловить чижика.)

– Одним словом, родителям доставалось от ваших проказ…

– Да что вы, вовсе нет! Я была девочкой положительной во всех отношениях. Шустрая была – да, это не отнимешь. Но во всем остальном была послушной, училась хорошо.

Говоря «хорошо училась», Елена Ивановна явно скромничает: золотая медаль по окончании десятилетки и институтский диплом с отличием – яркое тому подтверждение.

– Неужели вас никогда не наказывали?

– Нет, я даже не знаю, что это такое. Отец был очень добрым человеком, он просто не умел ругаться. Все его недовольство моим поведением выливалось в укоризненное «ну что же ты так-то...».

Честно говоря, тогдашние проказы Лены, вызывавшие недовольство отца, даже проказами назвать совестно. Ну, придут с братом с улицы с головы до ног мокрые, ну, продемонстрируют маме очередную дыру на коленке... С кем не бывает. Однако примечательно вот что: всякие проделки, столь губительные для одежды, придумывала умница и отличница Лена, а строгий спрос всегда был с брата – как-никак будущий мужчина.

– Детвора тогда дома не сидела, гувернанток ни у кого не было, так что день-деньской все пропадали на улице. Помню нашего соседа, очень доброго и отзывчивого человека, знаменитого в Ярославле лыжника, Александра Федоровича Филиппова. Он всегда с удовольствием играл с нами, с малышней... И знаете (или мне это только кажется?), люди в те годы были не только дружнее, но и активнее как-то.

В сосновом бору, например, то и дело устраивались народные гулянья для всех жителей, с песнями, с плясками. Повод? Ну что вы! Хоть в те годы и не было еще произнесено Михаилом Жванецким его знаменитое пожелание «и чтобы праздники не по календарю, а по настроению», народ на Резинотехнике испокон веков жил именно так.

– Зимой все от мала до велика катались на коньках. У нас в районе было много спортивных площадок и стадионов. Над катком крест-накрест были протянуты гирлянды огней, играла музыка… Ощущение постоянного праздника! Тогда я всерьез увлеклась коньками и несколько лет, вплоть до поступления в институт, занималась бегом на коньках.

Надо отметить еще вот какой момент: за что бы ни бралась наша героиня, все старалась довести до совершенства, выполнить поставленное перед собой задание на «отлично». В связи с этим и кумирами для нее становились люди, добившиеся в жизни определенных результатов. Когда занималась спортом, то равнение держала на олимпийских чемпионов, когда на смену конькам пришли занятия туризмом, бредила известными покорителями горных вершин…

– Кем вы хотели быть в детстве?

– Вы не поверите – никем! Я просто обожала учиться. Тем более что половины профессий, о которых сегодня грезят чуть ли не с пеленок, в мое время просто не существовало: ни банкиров не было, ни супермоделей. Ни артисткой я не хотела стать, ни балериной, хотя в танцевальном кружке в младших классах занималась с удовольствием.

– А как тогда вы пришли к мысли о медицине?

– Дело в том, что моя тетя более сорока лет проработала акушеркой. И она всегда с таким энтузиазмом рассказывала о больнице, с таким восторгом и пиететом отзывалась о коллегах – уважаемых в нашем районе людях, что все это невольно откладывалось у меня в голове. К десятому классу я была абсолютно уверена – буду врачом.

Доказательством тому, что решение было принято верное, вся последующая жизнь Елены Ивановны. Про таких энтузиастов своего дела советский кинематограф любил снимать фильмы – «мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Не скажу, что ее путь был выстлан розами, но когда человек занимает в этой жизни свое место, предназначенное ему свыше, когда идет своей дорогой – это видно невооруженным глазом.

По возвращении из Нижнего Тагила (к слову, не зря Елена Ивановна по сей день величает этот город «нежным»: именно там она встретила свою судьбу, Анатолия Дементьева, который стал для романтичной девушки-отличницы надежной опорой в этой непростой жизни)... так вот, по возвращении в родные края, в Ярославль, она пришла на работу в больницу № 7. Была участковым терапевтом, врачом стационара, заместителем главного врача. Вот уже шестнадцать лет Елена Ивановна Дементьева возглавляет коллектив больницы № 7. Искренне считает ее не просто местом работы – своей большой семьей. Хотя, честно говоря, столь теплые, чуть ли не родственные чувства связывают ее со всем родным районом – Резинотехникой.

– У нас здесь большая деревня в хорошем смысле этого слова. Все друг друга знают, и хорошее, и плохое – все на виду.

Вот это «все хорошее» не могли не рассмотреть жители Резинотехники в главном враче своей больницы. Не первый год Елена Ивановна Дементьева отстаивает интересы своих избирателей в муниципалитете, где занимает пост председателя постоянной комиссии по социальной политике.

– Я не люблю устраивать общественных приемов, представить себе не могу, чтобы люди сидели в очереди, ожидая встречи со мной. Подходят ко мне, например, на рынке или в магазине: «Когда к вам можно на прием прийти?» «Уже пришли, – отвечаю. – Что у вас случилось?»

Кипучую общественную деятельность главврача Дементьевой даже работой не назовешь, коль это ей в радость. Вообще, как мне кажется, правильные книжки читала Лена Гордиенко в детстве, если по сей день убеждена: «Нет плохих людей, их в принципе не бывает. Если человек к тебе относится не так, как тебе хотелось бы, задумайся, ищи причину в себе».

И хоть «итожить то, что прожил» еще, безусловно, рано, но сам факт юбилея – 55, две «пятерки», столь любимые отличницей Леной Гордиенко отметки! – подталкивает к определенным размышлениям. Жизнь у Елены Ивановны Дементьевой, главного врача больницы № 7, сложилась. То, что прожито, прожито на «отлично». Есть семья – опора и поддержка, есть профессия, выбранная в детстве и не разочаровавшая по сей день, есть дело, которое греет душу, – помогать людям. А если что-то и не так – всякое ведь случается, у Елены Ивановны есть мудрое правило на все случаи жизни – ищи причину в себе. И все будет как надо.

Комментарии