Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 26 апреля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/2960/

Десять лет, отданных родной сцене

рубрика: Общество
Автор: Маргарита ВАНЯШОВА

Осиротел Волковский театр. Примириться со смертью невозможно. Он так сросся с театром! Потаенно, для себя он понимал, что болен, что каждая новая работа уносит частицу его жизни. Только смерть заставила его оставить свой Волковский театр. «Когда человек умирает, изменяются его портреты...»


Для истинных волковцев портрет Боголепова не изменился. И при жизни они успели сказать ему простые, трогательные, человеческие слова громадного уважения и благодарности. Боголепов для театральных людей был всегда символом надежной защиты. Защиты традиций русского театра и русской школы театральной игры, особо им чтимой. Защиты целостности театра, связей поколений, уважения к истории и к театральному прошлому.

Здесь, в этих стенах, жили и живут его родные актеры – те, кого он безмерно любил, безмерно почитал, – его учителя, мэтры, те, кому безоглядно отдавал себя. И каждый день, и каждый вечер он спешил к ним – Счастливцевым и Несчастливцевым, трагикам и комикам, шутам и лицедеям. Он спешил в зрительный зал, внимательно и подробно наблюдая реакцию зала. Он видел, как меняется зритель, и мыслил об одном – как успеть оказаться впереди вкусовых восприятий зрителя, а не потакать его сиюминутным потребностям.

В 1996 году, в сложный момент исторического распутья, обострения конфликтов внутри театра, Владимиру Боголепову была доверена ответственность за Волковский театр, его alma mater, его исток. Судьба отпустила ему в Ярославле ровно 10 лет.

Его учили замечательные педагоги и мэтры режиссуры – Фирс Шишигин и Виктор Давыдов, Андрей Гончаров, Борис Голубовский...

Жизнь Владимира Боголепова в театре – трудная, подчас трагическая судьба подлинного художника, который, реализуясь, тратил, сжигал себя, обретая глубоко ценимое им счастье творчества. Это была полная самоотдача и одновременно высокая миссия в искусстве – утверждать добро и человечность.

В Ярославле Владимир Боголепов начал с Льва Толстого, обратившись к его «кавказским мотивам». В «Кавказском романе» Боголепов переплетал сюжетные линии «Казаков», «Хаджи-Мурата», «Рубки ле-са». Эпичность интонации и несокрушимость нравственного пафоса, присущие прозе Л. Н. Толстого, сливались с художественной и мужественной гражданской позицией режиссера. В «Фоме» откликнулся Достоевский, глубинный и катастрофический, трагический и карнавальный. В гоголевском «Ревизоре» за веселым, ритмизованным карнавалом были видны отсветы большой трагедии. В иронически-тонких и роскошно проработанных психологически «Спиритах» («Плоды просвещения» Л. Толстого) огромная лестница то уводила «звездных» бар в космическую мглу, то сбрасывала в преисподнюю, лишь русские мужики – праведники и мученики – оставались на родной земле. Ставя Гольдони («Честный авантюрист»), Боголепов вдохновенно импровизировал, создавая в качестве доминанты модель любимого им театра и театрального закулисья, где обитают только существа, бесконечно преданные театру. В «Рождественских грезах» режиссеру удалось создать особую атмосферу. Теплый, человечный спектакль, в котором каждый из актеров получает шанс отпраздновать свой «профессиональный пир». В «Чайке» пронзителен уровень печали, которой проникнута жизнь, и Сорин остерегает беззаботную молодость от легкомыслия и пустоты...

* * *

Теперь мы будем говорить «время Боголепова», «пора Боголепова».

Здесь, на Волковской сцене, в пору Боголепова поставлены «Король Лир» и «Гамлет» Шекспира, чешский режиссер Иван Раймонт по-новому прочел чеховского «Платонова» и «Къоджинские перепалки» Гольдони, осуществляя свою трилогию. Станислав Таюшев запомнился спектаклем о царе Петре и Алексее, Александр Кузин завоевал успех постановкой «Мудреца» Островского, Александр Попов поставил «Волки и овцы». Такой репертуар составит честь любому театру. С ним волковцы достойно являли себя на фестивалях и в зарубежных поездках. В спектаклях Боголепова блистали почитаемые им мастера – Николай Кузьмин, Феликс Раздьяконов, Владимир Солопов, Валерий Сергеев, Наталья Терентьева. Новые качества обретали актеры среднего и молодого поколения.

Неоценимым свойством его натуры были удивительная внимательность и деликатность. Он не был конфликтным человеком. И в самой острой ситуации умел найти уважительную интонацию. Он не был человеком, распахнутым настежь. Редко выходил на откровенные беседы. Он раскрывал душу в своих спектаклях.

Его страстью было создание нового поколения Волковского театра, он неутомимо и безостановочно думал о будущем театра, о его молодых силах. И вчерашним ученикам отважно доверял самые ответственные роли в классическом репертуаре. Далеко не безоглядно, но с каким-то невероятным упованием, с верой в их силы и способности. А иначе на чем учить?

Спектакли, поставленные В. Боголеповым в театре имени Ф. Г. Волкова, стали неотъемлемой частью его истории.

В «Ревизоре» есть незабываемый эпизод. Грустно-насмешливая улыбка художника отдана знаменитому гоголев­скому «Чему смеетесь?». Слова Городничего – Владимира Солопова словно бы провисают на миг... Никто не смеется. Бессмертное «Чему смеетесь? – Над собой смеетесь!» звучит с укором, мучительным надрывом и болью, как заклинание, как молитва...

«Плачу и рыдаю... О себе, грешном, и о вас...»



* * *
Владимир Боголепов будет похоронен в Москве, на Домодедовском кладбище, где покоятся его мать и близкие родственники. Гражданская панихида состоится 28 апреля в 10 часов 30 минут в театре имени Ф. Г. Волкова.