Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 05 мая 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3092/

О чем Рэм с Горбачевым говорил

рубрика: Общество
Автор: Татьяна ЕГОРОВА

В июле исполнится 45 лет подвигу наших моряков с подводной лодки К­19. В числе тех, кто во время аварийной ситуации, случившейся далеко в океане, вошел в раскаленный реактор и предотвратил аварию, грозившую третьей мировой войной, был ярославец Валерий Харитонов. Недавно произошли два события, практически совпавшие по времени. Михаил Горбачев выдвинул экипаж К­19 на Нобелевскую премию, а в Ярославле началась подготовка к съемкам документального фильма «Валерий Харитонов» (подробности в «Северном крае» за 4 апреля с. г.). А на днях между Михаилом Горбачевым и главным режиссером будущего фильма Рэмом Юстиновым состоялся телефонный разговор.


За несколько дней до него Юстинов обратился к экс­президенту по электронной почте. Поблагодарил за выдвижение, рассказал о фильме и попросил содействия «Горбачев­фонда» в том, чтобы вызвать сюда главного режиссера известного американского фильма «К­19» Кэтрин Бигеллоу. Ответ из секретариата фонда пришел быстро. Михаил Сергеевич передает привет, говорилось в нем, и просит прислать такие­то дополнительные материалы.

А еще через день раздался телефонный звонок. Знакомый голос Горбачева и удивил, и обрадовал. Суть разговора: спасибо за поддержку идеи с Нобелевской премией, что касается задуманного фильма – будем помогать. Рэм рассказал, что одновременно началась подготовка к проектированию, изготовлению и установке памятника – на народные деньги, по рублю с каждого ярославца. Горбачев вызвался поучаствовать тоже. «Что нужно, обращайтесь к моей помощнице. Я сейчас уезжаю, но когда вернусь, если потребуется, готов встретиться».

При всей неординарности ситуации можно было бы считать ее рабочим моментом будущего фильма. И все­таки не так часто сильные мира сего звонят простым смертным. Чего это вдруг?

– Да мы вроде знакомы, – отвечает Рэм. – Я ему, правда, об этом не напоминал, да и он ни о чем таком не обмолвился. Но, похоже, та история в памяти все­таки всплыла.

Июнь 1982 года. В Ярославль приехал Горбачев, тогда член Политбюро, секретарь ЦК КПСС, отвечавший за сельское хозяйство. В стране раскручивалась Продовольственная программа и Программа развития Нечерноземья, газеты трубили о мелиорации. В заранее согласованном плане пребывания высокого гостя в нашей области значилось знакомство с когда­то плодороднейшими, а в последние годы обезлюдевшими и заболоченными территориями. Первой он должен был осмотреть Масловскую низину.

Все спутала непогода: дождь, град. Добрую половину области обложили грозовые тучи, где­то вдали громыхал гром. Рисковать высоким гостем его охрана не разрешила.

Как быть? У Горбачева жест­кий график, задерживаться в Ярославле он не может. С другой стороны, ему очень хотелось увидеть все своими глазами.

Единственный выход – послать съемочную группу и снять сверху всю низину на пленку, решило местное руководство.

Группа состояла из Рэма Юстинова (он и за оператора, и за режиссера) и фотокорреспондента Сергея Метелицы. Но оставалось катастрофически мало времени. Назавтра планировалось знакомство Горбачева с котловиной озера Неро. Там же, в Ростове, ему собирались показать фильм, так что на все про все были неполный день и ночь.

Обкомовское начальство это тоже понимало, дали вертолет. Киностудия Рэма размещалась тогда в Доме культуры электровозоремонтного завода. Вертолет сел рядом, на стадионе «Локомотив».

Пилот предупредил: «Ребята, мы сильно рискуем. Идем прямо на грозу. Ресурс у машины небольшой, чтобы обойти тучи, его недостаточно. Так что если тряхнет и машина наклонится, ты, толстенький, со своей тяжеленной камерой беги сразу на противоположную сторону, выравнивай».

Гроза кончилась где­то за Тутаевом, все вздохнули. Но на подлете к Рыбинску снова показалась черная туча. Пролетели Рыбинск – дальше висела такая же. А у Рэма пленка всего на 45 единиц, снимать нельзя, не получится.

Вот и Масловская ни­зина.

– Ребята, у вас восемь минут.

– Ничего не выйдет, – перекрикивая шум, орет Рэм. – Садись. Переждем тучу и тогда будем снимать.

– Тут болото, утонем.

– Вон там брошенная деревня. А рядом, похоже, твердое поле.

Пилот машет рукой: садиться все равно нельзя. По каким­то там техническим причинам, если он выключит мотор, завести его потом не удастся.

Рэм клянет пилота, настаивает. И тот в конце концов садится, не заглушая двигатель. Лопасти винта продолжают крутиться.

– Как выходить будем?

– Ползком! – ехидничает пилот.

Кое­как выбрались. Вскоре туча ушла. Рэм просит копнуть лопатой и снимает воду, тут же показавшуюся из­под земли. Метелица без устали щелкает фотоаппаратом...

Но нужно было еще снять общий вид сверху.

– Как?

– Запросто. Когда наберешь высоту, откроем дверь.

– Да ты вывалишься!

В общем, привязали Рэма, привязали камеру, и он все, что нужно, снял.

В Ярославле в своей студии всю ночь проявлял пленку, писал текст. По велению начальства был поднят с постели Валерий Сергеев, тогда молодой актер Волковского театра. Он начитал текст, и в 7.30 утра десятиминутный фильм был готов.

В Ростовском горкоме партии фильм смотрели втроем: Горбачев, Лощенков и Рэм, который им его показывал.

Горбачев поинтересовался, когда успели снять, и, узнав, что вчера, удивился:

– В такую грозу? Вы же рисковали! А если бы что­нибудь случилось?!

– Памятник бы поставили, – отшутился Рэм.

Гость спросил, какова площадь низины, живут ли там еще люди. Потом в зал были приглашены министры, руководители научных институтов, которые ждали в коридоре. И Горбачев их стал «чистить»: за бесхозяйственность, за то, что испортили землю и котловину озера Неро теперь так же портят. «Поезжайте в магазины, посмотрите на пустые полки, в лица людей посмотрите. Я хочу, чтобы вам стыдно стало».

Прощаясь, Сергей Метелица положил на стол перед Горбачевым фотографии, тот пожал руку ему и Рэму, поблагодарил.

А Рэм с Метелицей вышли – и к озеру Неро. Растянулись на траве и заснули.

...Вот так запомнилась эта история Юстинову. А что, интересно, осталось в памяти Горбачева? Может быть, просто редкое имя – Рэм?