Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, воскресенье, 07 мая 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3121/

Победа гвардейца Глухова

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Свой первый кровопролитный бой пехотинец сотой гвардей­ской Львовской дивизии Иван Степанович Глухов принял под Воронежем в 1942 году. Три года войны выпали на его долю, а победу гвардеец Глухов встретил на территории поверженной Германии.


Его «война» с бюрократами МУ УЖФ ДЕЗ Фрунзенского района носила более затяжной характер – шесть долгих лет. Ее Глухов тоже недавно завершил полной и окончательной победой.

Именем Российской Федерации Фрунзенский районный суд Ярославля решил «взыскать с МУ по УЖФ ДЕЗ Фрунзенского района Ярославля в пользу Ивана Степановича Глухова в возмещение морального вреда 5 тыс. рублей».

Это был уже второй раунд. В первом, длившемся почти пять лет, фронтовику пришлось доказывать чиновникам из ДЕЗа и его линейного участка № 601 свое право на льготы по оплате коммунальных услуг.

Льготы Ивану Степановичу по всем имеющимся у него документам и российским законам должны были предоставляться, во-первых, как сыну репрессированного, во-вторых, как солдату Великой Отечественной войны, инвалиду после многих ранений, в-третьих, как ветерану Вооруженных сил и, в-четвертых, как заслуженному рационализатору России.

Но с 2000 до 2004 года каждый январь у Ивана Степановича начинался с того, что в счете, приходящем из ДЕЗа на оплату коммунальных услуг, в графе «льготы» был прочерк. И надо было снова идти в бухгалтерию со всеми справками и документами, выстаивать там очереди, а нередко выслушивать еще и громкие, на грани хамства, упреки в свой адрес от служащих ЛЭУ-601.

– Поначалу мои документы просто вышвыривали из окошка обратно со словами: «Вам не положено, вы в Ярославле не зарегистрированы», – вспоминает ветеран.

Потом, когда бывший фронтовой радист запрашивал поддержку директора МУ ДЕЗ, более сведущего в законах, счет переоформляли с учетом льгот. Но буквально в следующем месяце история повторялась. Видя за таким маневром противника форменное издевательство, майор время от времени требовал поддержки «тяжелой артиллерии». В бой вступала прокуратура – то районная, а то и областная, неизменно направляя директорам Фрунзенского ДЕЗа «представление о нарушении действующего законодательства».

После этого на какой-то срок на бюрократическом фронте воцарялось затишье. Счета приходили с учетом положенных льгот, но с наступлением следующего новогодья все повторялось вновь. Так случилось и в январе 2004 года. Тогда Глухов решил раз и навсегда покончить с издевательством бюрократов. Об этом его намерении мы рассказывали два года назад («Майор Иван Глухов продолжает бой», «Северный край» от 21.07.2004 г.).

Обивание порогов разных контор, постоянная нервотрепка к тому времени существенно отозвались на здоровье некогда закаленного ветерана. Собрав справки о недомоганиях, Иван Степанович подал в суд иск о возмещении морального вреда в сумме 50 тыс. рублей, «причиненного в результате непредоставления льгот при расчете квартирной платы».

Почти два года ушло на то, чтобы преодолеть отсрочки судебных заседаний, добычу дополнительных справок, попытки коммунальщиков склонить истца к отказу от требований.

Не на того нарвались. Знать бы поднаторевшим в черствости коммунальщикам, какую закалку довоенного, военного лихолетья вынес Глухов, ни за что бы не стали выводить его из себя бумажной волокитой.

Четвертый ребенок в семье, он в восемь лет оказался в ссылке на Кольском полуострове. В 11 лет стал сиротой, отца расстреляли. На хлеб зарабатывал на лесосплаве.

В 1942 году, едва встав под ружье, попал в гущу кровавых боев за Воронеж. Когда ранили комбата в сражении под Жмеринкой, возглавил батальон. Налаживал связь под огнем в самом кровопролитном сражении ХХ века на Курской дуге. А в 1945 году вместе со своей сотой дивизией освобождал из немецких лагерей военнопленных – русских, французов, поляков. В музее-мемориале Освенцима фотография Глухова помещена на стеле, посвященной освободителям заключенных этого лагеря смерти.

Войну он закончил в звании старшины, награжден двумя медалями «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Немало еще знаков воинской доблести добавилось к фронтовым отличиям в мирное время, когда командовал наземными службами аэродрома ПВО в Дядькове, Туношне, городах Подмосковья.

В эпоху перестройки и распада Союза попал Иван Степанович в новую беду. Сын – офицер, служивший в Одессе, жил с семьей в квартире, принадлежавшей Глухову. Из принципа он не стал принимать присягу на верность Украине и уехал с отцом в Ярославль. Невестка, оставшаяся в Одессе, квартиру у Глухова отсудила, и оказался ветеран на старости лет бомжом, пока не нашел пристанище во Фрунзенском районе. А потом даже на хозяйке квартиры женился. Поэтому у Глухова регистрация не по месту жительства, а по месту пребывания.

По российскому законодательству это вовсе не отменяет положенных ему льгот. Однако чиновникам пришлось вдалбливать сей пункт закона в течение четырех лет. Еще два года ушло на то, чтобы добиться от них признания своих ошибок и компенсации морального вреда.

Суд, правда, в десять раз уменьшил запрашиваемую сумму. Переживания и стрессы, потерю времени в очередях контор и судах наша Фемида пока невысоко ценит. Но для Ивана Степановича в данном случае не деньги было главным, а то, что наказали виновных.