Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, четверг, 01 июня 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3461/

Техосмотр – как момент истины

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Попробуйте найти человека, которому по душе сдавать экзамены. Всем нам в жизни с лихвой хватило этого удовольствия в школьные и студенческие годы, некоторым и в зрелости продолжают сниться кошмары, как проваливают они очередную сессию.


Автомобилистам же приходится иметь дело с этим волнительным моментом истины практически ежегодно, всю жизнь проводимую за рулем. Исключение составляют лишь те, кто подобно студентам­лентяям предпочитает прохождению экзамена обходные маневры с подкупом экзаменаторов.

В отличие от школьных и вузовских экзамены водителей, как и вся процедура допуска автомобилиста и его четырехколесного друга на шоссе, с благословения думцев обставлены многими обязательными платными услугами федеральных и частных учреждений.

Делается это не из вредности госструктур, а для нашей же пользы. Как еще иначе сдержать темпы быстро растущей автомобилизации, опережающей в России лет на сто строительство дорог, следствием чего стал стремительный рост дорожно­транспортных происшествий. Вот и считают мудрецы во власти: чем дороже ценз доступа к управлению транспортом, тем меньше помех движению в виде старых «Москвичей», «Жигулей» и других пенсионерских антилоп­гну. Запретить­то ведь проще, чем строить дороги.

Установлены государством и потолки платежей. Но их верхний предел все равно достаточен, чтобы в бизнесе бумажных автоуслуг иметь многократную прибыль при минимуме затрат. Платежеспособностью автомобилиста никто не озабочен, поборы с пенсионера – владельца «копеечки» – мало чем отличаются от платы обладателя дорогой иномарки.

КТО БЕРЕТ НЕ ПО ЧИНУ

Вопреки расхожему мнению первыми в очереди к кошельку автолюбителя стоят вовсе не гаишники, а работники страховых компаний, осуществляющих обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО). В Ярославле страховка легкового автомобиля средней мощности на год обходится в полторы­две тысячи рублей, микролитражки типа «Ока» или «Запорожец» – в 1200. А на полгода в тысячу, самое малое 900 рублей.

Хотя страховых компаний и много, особой конкуренции на рынке не ощущается, цены примерно одинаковые у всех. Игрой на понижение в отличие от фирм мобильной связи никто не увлечен. Наверное, потому, что государство обязательностью ОСАГО гарантировало сбыт этой услуги, избавив страховщиков от необходимости рьяно рекламировать себя, повышать качество и бороться за каждого клиента.

Борьба заметна только на улице Журавлева в Ярославле. Здесь, перед зданием областного управления ГИБДД, ежедневно выдвигают на передовой рубеж свои вагончики около пяти­шести страховых компаний. А поскольку спор за клиента идет на одном пятачке, то страховщики, соревнуясь с обосновавшимися тут цыганками, вынуждены обходить строй машин, ждущих техосмотра, и буквально за рукав тащить к себе водителей. К слову сказать, страховщики оформляют здесь полис весьма оперативно. Лично у меня эта процедура отняла 10 минут. За пять рублей сделают и копию страхового полиса, которую вместе с оригиналом надо предъявить при техосмотре.

Однако это не все, что нужно автовладельцу, чтобы сесть за руль собственной машины. Без строгой медицинской комиссии не обойтись. Без ее справки специального образца с фотографией в ГАИ не будут осматривать и вашу самобеглую коляску. По затратности услуги медкомиссии занимают второе место после ОСАГО.

В учреждениях здравоохранения Ярославля стоимость их примерно одинакова: около 400 рублей. В любой больнице и поликлинике специалисты – терапевт, отоларинголог, окулист, невропатолог и хирург – осмотрят вас только при предъявлении вами паспорта, военного билета, квитанции об оплате осмотра, справки из флюорографического кабинета, нарко и психдиспансера. Они обойдутся вам, к слову, в этом году в сто рублей каждая. Для состоящих на учете в больнице им. Соловьева справка от нарколога стоит 60 рублей. Зато прохождение комиссии в психдиспансере самое быстрое по времени и дешевое – 340 рублей.

При известной разворотливости медэкзамен все же обойдется вам в полдня, потерянных в очередях, и в 540 – 600 рублей, которые на вас заработают медики. Полученной справкой водители до пенсионного возраста смогут пользоваться три года, пенсионеры с хорошим здоровьем – два, остальных допустят к управлению автомобилем на год, а затем им придется вновь проходить комиссию.

Зато ветераны сэкономят на оплате техосмотра легкового автомобиля. Стоит эта услуга ГИБДД 270 рублей 97 копеек. Пенсионерам она обходится в 151 рубль 12 копеек. Но госпошлину за техосмотр платят все одинаково – 30 рублей. Заплатить лучше заранее в любом сбербанке города, чтобы, приехав на улицу Журавлева, не терять времени на это. И не забудьте снять копию с квитанции.

НЕ ТАК СТРАШНО, КАК МАЛЮЮТ

Еще лет пять назад, приехав на техосмотр в середине лета, мне захотелось тут же развернуться на 180 градусов и до следующей весны не мечтать о поездках на автомобиле. Очередь страждущих простиралась от автобусной остановки «Стадион «Локомотив» на Суздальском шоссе до улицы Журавлева, метров на 600. Сегодня даже в самое оживленное время, а это суббота и воскресенье, здесь собираются не больше четырех­пяти десятков человек со своими авто. Каждые 10 – 20 минут с двух линеек диагностики выруливают счастливые обладатели новеньких талонов техосмотра.

– С 31 июля 1998 года, когда вышло постановление правительства № 880, в работе станций технического осмотра стало больше порядка и организованности, – рассказал начальник отдела технического надзора и регистрации, экзаменационной работы управления ГИБДД по Ярославской области Сергей Волков. – Этим постановлением предписывалось к 2005 году в каждом регионе ввести мощности, обеспечивающие полную инструментальную проверку технического состояния транспортных средств. Ярославская область в числе первых четырнадцати из 89 субъектов РФ выполнила эту задачу к 1 июля прошлого года. У нас приобретены и установлены комплексно­автоматизированные линии технического осмотра жигулевской фирмы «Мета». Две линии на улице Журавлева работают в здании рядом с управлением ГИБДД двенадцать часов в день без выходных круглый год. И три такие же линии диагностируют транспорт на новой станции технического осмотра за путепроводом окружной дороги на улице Декабристов. Обслуживает она автомобилистов Красноперекопского, Гаврилов­Ямского, Тутаевского и Ярославского районов по восемь часов в день и только в будни.

Кроме того, мы закупили передвижные диагностические станции, которые выезжают по специальному графику в сельские районы и на транспортные предприятия.

И все равно с растущим транспортным потоком нам было бы не справиться, если бы не строгое распределение тех­осмотра автомобилей по месяцам в течение всего года.

До 1998го правилами предусматривалось ежегодное прохождение техосмотра транспортного средства до 1 августа. И, конечно, большинство автовладельцев до этого крайнего срока откладывали явку на станцию технического обслуживания. Теперь в талончике ТО отмечен месяц, когда автомобилист должен явиться к нам. Мы установили предварительную запись на очередь в окне № 1 и по телефонам 72­88­31, 727292, запись по ним ведем не менее чем за пять дней до техосмотра в удобное для автомобилиста время. Если к этому моменту водитель не успеет приехать, очередь остается за ним. Мы сообщим, на какую из площадок перед станцией ТО припарковать машину за 10 – 15 минут до начала осмотра. Автомобилист должен будет предъявить паспорт, водительское удостоверение, справку медкомиссии, квитанцию об оплате услуг ГИБДД, квитанцию об оплате госпошлины вместе с копией, страховой полис и его копию, регистрационное свидетельство на транспортное средство или его технический паспорт. Если нет регистрационного свидетельства или водитель не является автовладельцем, то потребуется документ о праве на управление и пользование транспортным средством, например, доверенность на право управления, нотариально заверенная или в простой письменной форме.

После этого можно вести машину непосредственно на линию техосмотра. Сам техосмотр производится по регламенту 20 минут, но при большом наплыве транспорта иногда и меньше. Если все в порядке, то несколько минут спустя мы приглашаем автомобилиста зайти за талончиком техосмотра. Если есть замечания, необходимо их устранить и пройти осмотр повторно. На него также надо записаться за пять дней, но сделать это не позднее чем через 20 дней после первой попытки. Вновь платить за техосмотр не придется. Если же замечания не устранены, на третий раз в назначенное время надо будет прийти с квитанцией о повторной оплате услуг за вычетом стоимости самого талона. Для легковых автомобилей это 227 рублей 52 копейки. То же самое для всех последующих попыток.

РАБОТАЮТ СЛОВНО ЗАВЕДЕННЫЕ

Будучи сам автолюбителем с немалым стажем, отмечу еще один фактор, который уменьшает неприятности, связанные с прохождением техосмотра или регистрационными дей­ствиями.

В этом году мне пришлось поменять машину. Мы с бывшим владельцем автомобиля для скорости решили в один день провернуть две операции: снять машину с учета, зарегистрировать на нового владельца, то есть на меня, по новой застраховать и поставить на учет. Приготовились к тому, что в очередях проведем весь субботний день. Приехали пораньше, к девяти утра, а в двенадцать мой продавец был уже свободен. Еще через два часа и мои мучения закончились. Оказалось, оформительский конвейер в управлении ГИБДД работает без сбоев с максимальными удобствами для автомобилистов. Пройдя сверку номеров и осмотр агрегатов, сдав все документы для снятия с учета лейтенанту в окно № 2, мы получили от него точное указание явиться за результатом через час. И точно, в это время нас вызвала девушка, сменившая лейтенанта, выдала транзитные номера и документы, которые мы передали в другое окно. Здесь нам опять назначили явиться через полтора часа. Эту паузу мы употребили на обед, после чего в точно назначенный срок получили следующий комплект документов. Преимущество такой организации в том, что стоять непосредственно в очередях нам не пришлось, и это было уже не так муторно, как живая очередь с присущей ей духотой, давкой, непременно лезущими без очереди субъектами.

Интересно и то, что все работники регистрационного отдела работают в режиме полной взаимозаменяемости. В течение дня они сменяют друг друга на разных операциях.

– Это делается по двум соображениям, – сообщил мне Сергей Волков. – Во­первых, для того, чтобы снизить утомляемость, ведь смена длится 12 часов. Во­вторых, чтобы каждый из офицеров освоил все операции регистрации и учета.

Работают на регистрации в большинстве девушки, недавние выпускницы и студентки­заочницы юридического факультета Демидовского университета. Они не только быстро и точно заполняют все многочисленные фирменные бланки, вносят в базу данных сведения по учету транспорта, но и неизменно вежливы и корректны с непонятливыми водителями.

И все­таки чувствуется: оформительский конвейер работает на пределе своих возможностей. Его совершенствование никак не поспевает за ростом автомобилизации.

С 1 января этого года в области поставлено на учет 316842 только легковых автомобиля. Из них 112,5 тысячи в областном центре. Почти все, за исключением небольшого количества новых транспортных средств, должны ежегодно проходить техосмотр. Учитывая, что три линии техосмотра на улице Декабристов пока работают неполную неделю по восемь часов в день, я посчитал, что линии на улице Журавлева должны в час пропускать более 10 автомобилей – в три раза больше регламента. К тому же и мы, автолюбители, оттягивая визит в ГИБДД до конца месяца, создаем пиковые нагрузки. По словам Сергея Михайловича, в часы пик инспектора на диагностике работают словно заведенные, пропуская иногда за семь минут по машине, что в общем­то не способствует качественному осмотру. Волков видит выход в том, чтобы и на новом пункте техосмотра на улице Декабристов, подготовив и обучив персонал, проводить техосмотр по 12 часов в день, без выходных. И вдвое увеличив пропускную способность трех линий диагностики, передать туда еще парочку районов областного центра.

Другой вариант обсуждается до сих пор в Госдуме РФ. Он уже был опробован в качестве эксперимента в Ярославле сразу после выхода постановления правительства об обязательной проверке технического состояния транспортных средств. Постановлением предусмотрено расширение услуг по техническому осмотру транспорта с привлечением лицензированных юридических лиц и частных предпринимателей. Однако инструмент создания таких альтернативных станций техосмотра до сих пор не продуман. Дело в том, что они не смогут выполнять чисто милицейские функции: выявлять автомобили, числящиеся в угоне или приобретенные незаконно. В Ярославле даже были попытки проводить среди предпринимателей конкурсы на выполнение техосмотра. В последнем выявлен и претендент на роль помощника ГИБДД – предприятие «Яравтотест». Но его услуги пока мало востребованы, так как прошедшему там техосмотр автовладельцу все равно надо ехать на другой конец города, на улицу Журавлева, для сверки номеров и получения техталона.

Проблема ищет выхода, а «поголовье» транспортных средств тем временем растет.