Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 07 июня 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3534/

Один ребенок – одна смена?

рубрика: Общество
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ

Буквально на ходу приходится сейчас в ряде муниципальных детских домов Ярославля решать, как организовать отдых воспитанников в июне. Десятки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не смогли поехать нынче в загородные лагеря.


Сколько раз за лето можно ездить в оздоровительные лагеря сиротам? За них на этот вопрос отвечают взрослые. И по-разному. В прокуратуре Кировского района проводят проверку на предмет обеспечения прав детей на отдых в единственном в районе детском доме музыкально-художественного воспитания. Там 98 воспитанников. В оздоровительные лагеря планировали отправить 53 ребенка. Но из-за проблем, возникших с проведением конкурса среди учреждений, которые эти услуги оказывают, дети остались в городе. Поменяли свои личные планы на лето и воспитатели – теперь им нужно думать, чем занять подопечных.

Директор Марина Калинина удивлена вниманием газеты и разъясняет, что «ситуация под контролем». Стучатся во все двери: четверых ребят трудоустроили на июнь, несколько человек отправили в профильные лагеря. Кто-то поедет погостить к родственникам. Еще 18 выпускников сдают экзамены – они все равно никуда бы не поехали. Единственная неприятность – в районе отключили горячую воду. Но попросились мыться в соседний детский дом. Зато в конце августа дети поедут на море. Себя ни в чем не винит – заявки подготовила вовремя.

А педагоги не ушли в отпуск. Они продумывают детский досуг: звонят повсюду, просят пустить бесплатно своих воспитанников на то или иное мероприятие. Так, по договоренности с руководством стадиона «Шинник» пятьдесят мальчишек и девчонок посетили благотворительный концерт звезд в минувшие выходные, другая группа посмотрела бесплатно цирковое представление. Днем ребятишки убирают клумбы у себя во дворе: что-то там подстригают, пропалывают.

– В чем, собственно, проблема? – спрашивает меня в управлении образования мэрии Ярославля куратор учреждений для детей-сирот Нина Перова. Объясняет: в этом году есть изменения. Если раньше ребята из детских домов ездили в лагеря на три-четыре смены, теперь принцип распределения областных бюджетных средств иной: одному ребенку оплачивается одна смена. Плюс за счет городских средств – вторая. Не поехали в июне – поедут в июле, когда будет потеплей.

Что же все-таки с процедурой проведения конкурсов? Не в ней ли кроется проблема? Так ли это? Нет, говорят мне, главная причина – то, что директора привыкли детей отправлять на 3 – 4 смены в лагеря, теперь это невозможно. А конкурсы – дело действительно новое и сложное. Для их организации нужно подготовить огромный объем бумажной информации – как руководству детдомов, так и лагерей. Перед лагерями ставится масса технических заданий-условий, которым они должны соответствовать. Обязательно должно быть несколько претендентов на лот, иначе конкурс не состоится. Нужны ли в таком случае сироты владельцам загородных лагерей, если остальные путевки они реализуют без особых проблем?

Кстати, по нашей информации, под угрозой срыва отдых не только в июне, многие дети и в июле из-за длинной процедуры конкурсов не смогут поехать в оздоровительные лагеря. И дело даже не в процедуре. Просто в местных бюджетах не хватит средств на вторую путевку для воспитанника-сироты. А ведь есть еще дети из малообеспеченных семей, опекаемые, приемные.

Вспоминается: в последнее время новые законы врывались в жизнь буквально с боем. На улицы выходили старики-ветераны, инвалиды, протестовавшие против урезания льгот. А вот за сирот, которым Москва оплачивает лишь одну путевку, оставляя их на все лето в пыльных, загазованных городах, что-то никто не вступился. Мне в управлении образования даже не смогли пояснить, в каком постановлении говорится о том, что одному ребенку полагается одна путевка на летний отдых.

Наши дети-сироты не станут перекрывать улицы. Они просто будут слоняться по ним без дела. Или найдут дело, да такое, что обывателям мало не покажется.