Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 07 июня 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3543/

Свобода без справедливости

рубрика: Общество
Автор: Ольга ВАСИЛЬЕВА

Виктор Николаевич Иванов – директор ЗАО «Агросервис» в Некоузском районе. В его распоряжении семь тракторов Т­150, шесть – «Беларусь», два новых МТЗ­82, три комбайна, шесть КамАЗов, мини­комбикормовый завод. Земля – в долгосрочной аренде, на 91 гектаре «Агросервис» провел мелиорацию, сеет овес и пшеницу. Коллектив – 34 человека. За 29 лет Виктор Николаевич никого не уволил. Однако не думает, что дела его хороши.


Средняя зарплата работников ЗАО – три тысячи рублей, а техника простаивает. Люди с октября по апрель заняты лишь ее ремонтом. Находились подряды – Иванов отправлял свои машины строить московскую кольцевую автодорогу, возить из Кубринска торф для благоустройства Подмосковья, сдавал их в аренду, когда поблизости тянули нефтепровод. И землю, что под базой – она в собственности ЗАО, сдал в аренду компаниям сотовой связи под вышки. Но своим прямым делом – улучшением плодородности местных полей – предприятие почти не занимается. В прошлом году всего пять хозяйств района заказали доставку органических удобрений. До сих пор лишь за половину расплатились. А нынче «Агросервис» возит навоз вообще только для одного, пусть даже должника.

С 1992 года ЗАО ведет дела с населением. Нанимает людей по программе трудоустройства из центра занятости и на своих полях выращивает зерно, его перерабатывает на мини­заводе плюс минеральные добавки – и вот готов комбикорм, который по заявкам доставляют в деревни для домашней скотины и птицы. Но разве это масштаб для техники, которая может обслуживать не один район, а несколько?

«Агросервис» – это бывшее предприятие «Сельхозхимия», которое было создано в 1977 году. Оно занималось известкованием почв, химической защитой, внесением удобрений – до 150 тысяч тонн органики в год вывозили на поля. А нынче ни тонны минеральных удобрений не было внесено в почву. Фермы завалены навозом, но отправить его туда, где от него будет польза, – денег нет. Директор Иванов пытался договориться об оплате этой работы с департаментом АПК, экологическим ведомством, земельным комитетом – безрезультатно.

Виктор Николаевич сделал вывод, что национальный проект по сельскому хозяйству – это опять только для богатых. Вроде нефти и газа: кто при них кормится – у того доходы растут. Вот по району шла одна труба нефтепровода – глядь, стало три, а на газопроводе уже и вовсе пять. И все – за границу. А кто поблизости – смотри и мечтай. Три года назад Иванов захотел свою базу, что в тридцати метрах от распределительной станции стоит, к этой трубе подсоединить, чтобы котельная не на мазуте работала, а на газе. Так ему один чиновник ответил: вокруг дров полно да торфа – топи! Ну, директор человек тертый, стал искать подходы и нашел. Теперь у него в мастерских тепло, нормальный туалет и душ. А в сердце печаль: отчего русские люди друг друга не любят? Может, потому, что деньги полюбили?

Цену деньгам он знает: вырос в семье, где было десять детей – шесть братьев, четыре сестры. Мать­героиня Анастасия Петровна звездочку носила с гордостью, ее уважали. Она и отец Николай Михайлович работали на сырзаводе в деревне Вьюково, неподалеку от села Воскресенского. Выпускали голландский сыр. Но давно опустели те края: завод закрыли в 1970 году, в деревне никто не живет, а семеро из семьи Ивановых – в Петербурге. Виктор Николаевич не уехал: не городской человек. Закончил Воскресенскую школу, два года на заводе, после – в райкоме комсомола и партии, а оттуда направили в «Сельхозхимию» набираться хозяйственного опыта. Те времена он не хает и партбилет не выбросил, как многие. Да только партии той уже нет. Зато чиновников все больше: приличные здания в райцентре сплошь ими заняты. Население уменьшается, а бюрократы плодятся: на 27 тысяч жителей их было в два раза меньше, чем на нынешние 19. И вроде бы свобода, а справедливости нет.

Недавно Виктор Николаевич отпраздновал юбилей – 60 лет. По предварительным итогам у него все нормально. Добро, что народ создавал, не промотал – в целости сохранил «Сельхозхимию». В семье двое прекрасных сыновей. Только по сельскохозяйственной части он их направлять не стал, раз такие дела в государстве. Ведь национальный проект может быть лишь один – земля­кормилица. А уж на ней взрастет здоровая нация: многодетные семьи, умные образованные люди, красивые дома...