Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 09 июня 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3571/

Гладко было на бумаге...

рубрика: Общество
Автор: Сергей ВЛАДИМИРОВ

Сегодня на заседании комиссии облдумы по социальной политике свой анализ исполнения региональной программы развития материнства и детства представит председатель контрольно­счетной палаты (КСП) региона Елена Морозова. Основной вывод, который делает главный контролер, весьма неутешителен: оценить эффективность реализации некогда на ура принятого документа практически невозможно.


Призыв президента Владимира Путина включиться всем миром в решение демографической проблемы был, судя по опросам общественного мнения, одобрен населением России. В ближайшее время Госдума РФ должна утвердить комплекс мер по стимулированию рождаемости. Увеличение пособий – дело хорошее. Но ведь надо позаботиться в первую очередь о том, чтобы до и после родов мать и ребенок остались здоровыми. А об этом головы должны болеть у региональных чиновников.

По данным департамента здравоохранения и фармации администрации области, ежегодно в нашем регионе рождается 11 – 12 тысяч детей. При этом каждый третий ребенок до месячного возраста имеет различные отклонения в состоянии здоровья. В последние годы показатель материнской смертности в Ярославской области остается выше общероссийского. Врачи бьют тревогу: нужно серьезно заниматься профилактикой и лечением у женщин анемии и других соматических заболеваний, иначе нам никогда не решить демографическую проблему. Именно эту цель преследовала региональная целевая программа «Развитие службы охраны материнства и детства на 2004 – 2005 годы», утвержденная постановлением администрации области от 4 августа 2003 года. Правда, работники КСП заметили, что в отличие от аналогичной федеральной программы в региональной не были четко прописаны ее цели и результаты (ни одной цифры!), что «позволило неоднократно вносить изменения в объем выделяемых средств и перечень мероприятий».

На финансирование программы развития материнства и детства за два года было выделено 112 млн. рублей (73 процента от ранее запланированных ассигнований). И хотя деньги были заложены в областном бюджете в полном объеме, реально для нужд здравоохранения поступило лишь 86 миллионов. Сократил участие в программе и фонд ОМС (до 20 млн. рублей). И только федеральный бюджет полностью исполнил свои финансовые обязательства, перечислив в регион 5 млн. рублей.

В ходе реализации программы непонятно почему был изменен перечень приобретаемого для стационаров оборудования: с 28 единиц до... 8. Эти восемь аппаратов получил областной дет­ский консультативно­диагностический центр. Напомним, сдали его в конце 2004 года.

– В результате выделенные на данную программу средства фактически явились разновидностью сметного финансирования строительства и укрепления материально­технической базы одного объекта, – полагает Елена Морозова.

Впрочем, у аудиторов вообще сложилось впечатление, что в ходе реализации программы в региональной администрации сменилась сама концепция поддержки материнства и детства. Планировавшаяся поначалу реорганизация областного роддома в перинатальный центр затем была расценена как нецелесообразная. Власти признали, что в областном роддоме, расположенном в приспособленном здании, построенном в 1937 году, нельзя установить новейшее медицинское оборудование. Именно поэтому решено было строить новый центр. Однако возникает простой вопрос: неужели чиновники об этом не могли знать заранее?

Контролеры выявили и такой малоприятный факт: в регионе до сих пор не создана специализированная служба по оказанию медико­психологической помощи семьям. А ведь о том, что она нужна, заговорили еще в конце 90­х годов. По­прежнему только на бумаге существует программное обеспечение для службы охраны материнства и детства. Лишь недавно было дано задание на разработку компьютерной программы по мониторингу беременных.

Работники КСП не винят медиков в срыве указанных мероприятий, ведь и выполнять их было не на что, деньги на эти цели не выделялись, а значит, «выполнение названных меро­приятий не зависело от принятия и реализации рассматриваемой программы».

Тем не менее, чтобы оценить эффективность действия целевой программы, узнать, как затраченные деньги повлияли на ухудшение или улучшение здоровья ярославцев, подчиненные Елены Морозовой проанализировали статистические данные за 2003 – 2005 годы.

Получили следующие цифры: уровень младенческой смертности за три года снизился с 10,8 до 7,3 случая на 1000 родившихся живыми. Сократилось и количество предотвратимых случаев материнской смертности. Однако в прошлом году по сравнению с 2004­м в два раза увеличилось число случаев осложнения беременности из­за родового сепсиса. Все больше младенцев умирает из­за врожденных аномалий.

– В связи с тем, что принятая программа не содержит количественно измеримых конечных результатов реализации, невозможно объективно оценить достигнутые показатели ее выполнения. Сложившаяся процедура и методология разработки и реализации региональных целевых программ не полностью соответствуют требованиям программно­целевого метода планирования, – делает вывод Елена Морозова.

Интересно, что принятая в октябре прошлого года областная программа «Здоровый ребенок» на 2006 – 2007 годы частично предвосхитила критику контролеров. В этом документе официально признано, что большинство акушерских стационаров не имеет своей полноценной службы анестезиологии и реанимации. Правда, и в новой программе не указаны цифры снижения смертности, которых удастся достичь в результате ее реализации.

Для того чтобы реализовать поставленные Президентом России задачи по улучшению демографической ситуации, нам в регионе необходимо весьма срочно сделать все, чтобы женщины, которые хотят стать мамами, были здоровы. Сейчас в России именно из­за болезни матери ежегодно умирает до 15 тысяч детей до одного года. Этот показатель у нас выше, чем в европейских странах, в 2 – 3 раза. Конечно, здоровье нации очень дорого стоит, но в нашем случае выбирать, согласитесь, не приходится. Либо мы сегодня находим деньги на эти цели, либо зав­тра о такой стране, как Россия, будут знать только историки. Причем спасать детей и женщин надо не из Москвы. Региональные власти этой проблемой должны озаботиться в первую очередь.