Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 14 июня 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3611/

Любовь к детям не рублем меряют

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

В ординарной «двушке» многоэтажного дома на Нефтестрое Пятенко живут вшестером. Жилой площади на каждого не более пяти метров. Поэтому ничего лишнего в обстановке. В крохотной прихожей – детский тренажер: шведская стенка и канат. В самой большой комнате, отведенной под детскую, две двухэтажные кроватки. Те, что побольше, для девочек: двенадцатилетней Лены и семилетней Нади. Те, что поменьше, для двойняшек – пятилетних Олега и Пети. Почетное место в комнате занимает концертное пианино. Лена учится в музыкальной школе в классе фортепьяно и вокала, причем достаточно успешно, ходит плавать в бассейн, любит и кружок «Умелые руки», где дети рисуют, лепят, расписывают вазы и дарят родителям.


Надя только что распрощалась с детским садом, отлично сдала экзамен за «нулевой» класс музыкальной школы и теперь играет с сестрой на пианино в четыре руки. Есть в дет­ской и непременный атрибут школьников – два письменных стола с книжными полками. Лена на одни пятерки закончила четвертый класс, свидетель­ство чему – почетная грамота, а Надя первого сентября сядет за парту.

Пока мама – лаборант Ярославского районного неф­тепроводного управления (ЯРНУ) Наталья Пятенко – знакомила меня с обитателями дома, в том числе и четвероногими: Лениной любимицей эрделькой Ресси – победительницей недавней столичной выставки, посвященной десятилетию клуба эрдельтерьеров, Надиной черепахой Настей и общим питомцем котом Левой, – открылась дверь, и появились остальные члены большой семьи. Это глава семей­ства Александр Александрович, заместитель исполнительного директора ЗАО «Маркон», привел из детсада Олега и Петю. В квартире сразу стало шумно и тесно.

– Я не знаю, как бы управлялась со всеми четверыми, – говорит Наталья Владимировна, – но, слава богу, каждый из них научился сам для себя находить занятия. Хотя, конечно, и нам с Сашей приходится много времени тратить на то, чтобы приводить их в кружки на занятия, встречать. Мы оба работаем, а после работы все время с ними. А что, жить только для себя разве интересно?

– У меня разные увлечения были: рыбалка, охота, туризм, – пооткровенничал Александр. – От многих прежних увлечений ради детей пришлось отказаться. Остались лишь те, которые нас объединяют. Вместе летом ездим на своем стареньком «жигуленке» на Солоницу, есть у нас там любимое местечко. Купаемся, ловим рыбу, мальчишки с удовольствием пекут картошку на костре. Надя у нас страстная рыбачка, зимой на пару отправляемся к Соти на подледный лов, и нередко дочь сама вытаскивает плотиц и щурят. Восторг при этом неимоверный.

Факт этот Надя тут же подтвердила, показав в альбоме фотографии с рыбалки.

Любят Пятенко и свои шесть соток с садовым домиком. Это неподалеку, в окрестностях Пахмы, в красивом месте между ручьев и болот, которое перекопские старожилы почему­то зовут страшным именем Чертова Лапа. А иногда они всем гамузом явлются на дачу к Наташиным родителям помогать на их приусадебном участке. Дедушке с бабушкой по 68 лет, и помощь крайне необходима.

Каково многодетной и такой хрупкой маме с четырьмя детьми? От сверстников и сверстниц Натальи Владимировны часто приходится слышать, что лучше растить одного ребенка, но в достатке, а иметь много детей в нашей небогатой России – это «нищету плодить». И всегда приводят в доказательство якобы веские аргументы: зарплаты у российских женщин в основном маленькие, себя­то не всякой удается хорошо одеть и прокормить. А уж на отдых куда­нибудь на юг съездить или, что еще круче, за границу, так надо не один год денежки копить. А с двумя­тремя детьми и вовсе света белого не увидишь.

Ну, вот сделал наш президент красивый жест, подарок матерям – пособия на детей, четверть миллиона на второго ребенка. Ударим рублем по демографии! То­то будет прирост многодетных семей...

Наталья Владимировна на все эти мои провокационные рассуждения ответила:

– Помощь матерям – это, конечно, хорошо. Растить детей – труд большой. Но не в одних же деньгах дело. И даже совсем не в деньгах.

После педуниверситета она работала на молокозаводе в лаборатории. Зарплата была, прямо сказать, мизерная. Пятенко, выпускник Московского лесотехнического института, трудился механиком в «Русьмебели». Когда родилась Леночка, бюджет у семьи был ниже среднего. Особенно трудными были первые два года. Наташа выхаживала Леночку, и они жили втроем на зарплату мужа. С рождением дочери однокомнатная квартира Александра, которую ему предоставила «Русьмебель», стала тесновата. Пришлось еще поднапрячь семейный бюджет и внести долю в строительство жилого дома на улице Гагарина. Когда дочке исполнилось два года, семья переехала в новую квартиру. Поначалу и Наталья Владимировна подумывала, что одного ребенка хватит. Лена болела. Целый месяц мама пролежала с ней в детской больнице. Но потом рассудила иначе:

– Вот сама я – одна у родителей. И, не скрываю, росла эгоисткой, все для меня. Но теперь, с годами, поняла: и родителям плохо, что я у них одна помощница – нет сестренок, братишек. И мне приходится одной им помогать. Иногда и некогда приехать. А не откажешься, не на кого им больше положиться, кроме нас с Сашей.

Финансовые трудности, проблемы с устройством ребят в детские учреждения, дороговизна одежды и обуви для них – все это реалии, с которыми столкнулись Пятенко в полной мере, как все многодетные семьи. Ведь сама Наталья Владимировна стала прилично зарабатывать только уже после рождения двойни – Пети с Олегом, когда устроилась работать в ЯРНУ. Но все же считает, что на подобные трудности ссылаются лишь в качестве оправдания, когда детей не хотят иметь. Будут деньги – найдутся другие мотивы: сами еще в свое удовольствие не пожили, вот карьеру сделаем, потом квартиру купим, мебелью обставим, машину­иномарку приобретем. А там, глядишь, и поздно рожать второго ребенка. На самом деле речь надо вести о правильных жизненных приоритетах, о той простой житейской мудрости, что жить для себя одного когда­нибудь да наскучит.

– Сейчас я не нарадуюсь на наше семейство, – говорит Наташа. – Вот если бы каждой маме так: по две девочки, по два мальчика. У девочек общие интересы, они дружат, и мальчишки общие увлечения находят. Старшие младшим помогают.

Они у нас очень друг о друге заботятся. Мы в прошлом году с девочками ездили отдыхать в Адлер, мальчишек оставили на бабушку с дедушкой. Так мои девчонки все переживали: «Вот бы Олежке с Петей это показать, вот бы они это увидели!» Путевки нам дали в ЯРНУ. Я заплатила за свою только десять процентов стоимости, а за детей тридцать процентов. У нас на «Балтнефте­проводе» хорошо помогают многодетным семьям, вот и путевки выделяют, и материальную помощь, что удивительно, дают раз в квартал по три тысячи на ребенка. У меня было что­то вроде комплекса, что меня нигде на работу с четырьмя детьми не возьмут. А здесь, в ЯРНУ, начальник отдела кадров Вера Васильевна Ступнева меня приободрила: «Наташа, кому же еще работать, как не вам. Ведь вон какую ораву детишек надо поднимать!»

Сейчас многодетная семья оказалась лицом к лицу с собст­венной демографической проблемой, обратной общероссийской, – перенаселения квартиры. И государство не поможет ее решить. Поддержку обещает «Балтнефтепровод». Пятенко в очереди на ссуду, чтобы построить квартиру побольше.

Наталья Владимировна и Александр Александрович уверены, что все это устроится, как устраивалось до сих пор, лишь бы был в семье мир да лад.

Комментарии