Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 27 июня 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3765/

По журавлиным местам

рубрика: Общество
Автор: Виктория ГЕФЕЛЕ

В субботу село Кукобой отметило юбилей – 480 лет. Но если вы отправитесь туда из Пречистого, да еще с кем­то из местных жителей, то по дороге узнаете немало интересного и о других селениях этого уголка Ярославской земли.


Из Пречистого дорога идет через живописные и не очень населенные деревеньки и села. Вот Щеколдино. Здесь была усадьба помещиков Скульских. Владели они землями и в самом Пречистом. Здесь до сих пор живет их дальний потомок – кстати, моя коллега, журналист местной газеты Инна Сачкова. Тут же рядом – деревня Юрьевское. Единственная в районе, где отмечался день святого Дионисия. Праздник именовался Дионисием Пьяным. Наверное, обитатели деревни Юрьевское приписали качества древнегреческого бога виноделия одному из сорока христианских святых Дионисиев. К празднику варили ржаное пиво... Этот факт раскопали пречистенские юные краеведы из летнего лагеря «Исток» при районной библиотеке. Ребята ездят на велосипедах по деревням и расспрашивают старожилов о былом, фотографируют, записывают. Глава Пречистенского сельского поселения Галина Васильевна Кисляткина о таком празднике не слышала, да и, говорит, праздновать в Юрьевском особо некому – всего три жителя там осталось.

Далее, за лесами и полями, откуда ни возьмись, прямо на дороге, среди изб, – то ли замок, то ли дворец из потемневшего красного кирпича старой кладки. Это селение Аристово. Рассказывают, будто бы один богатый купец решил невесте своей (народ называет аж саму Елизавету, дочь Петра I) построить дворец. Девице он не приглянулся. Сказала: даже собак своих сюда жить не пущу! Тогда жених отдал это не очень жизнерадостного вида здание уряднику, под арестантский дом. Есть и другая версия: здесь проходил тракт из Петербурга в Сибирь. А в зам­ке останавливались передохнуть каторжане, шедшие по этапу. Как бы то ни было, окутан он мрачной аурой: после революции кто там живал, того якобы постигала печальная судьба.

За Аристовом – Николо­Гора. Примечательно село единственной неразграбленной и незакрывавшейся даже в самые трудные годы церковью – построена она еще в 1801 году. Храм вознесся на горушку и оттого выглядит светлым и легким. Сюда ездят помолиться издалека – даже из Козы, так как там от храма сохранилась лишь колокольня... А всего в районе шесть действующих церквей. Еще в Николо­Горе есть сельхозпредприятие «Соть» с молодым руководителем Александром Сорокиным. В минувшем году «Соть» добилась прибыли почти в два миллиона рублей. Об этом предприятии всем приезжим рассказывают с гордостью. Видно, что здесь его успехи стали символом и олицетворением надежды на возрождение села.

Сразу за Николо­Горой поворот налево: пара километров, и среди полей­лесов – деревенька Кривцово. Она принадлежала матери поэта и декабриста Александра Одоев­ского. Там было их имение.

Далее – село Коза с речкой Козенкой. Название ее переводят с татарского как «беда». Но сразу вспоминаешь древнее русское слово «козни». Какие это козни­козенки чинила речка селу, неясно. С виду она безобидная. За селом – огромная радиорелейная вышка. В Первомайской администрации любят вспоминать историю ее появления: обошлась она газовикам, которые тянули трубу через район, в тридцать миллионов рублей. Вышло, как говорится, баш на баш: разрешили построить здесь эту башню для контроля за системами безопасности газопровода в обмен на газификацию Козы. Ну а сразу на выезде за селом, справа и слева, начинаются болота с клюквой и брусникой, о которых местные говорят: простираются они вплоть до Архангельской области! Вот Быханское болото – здесь самые настоящие журавлиные места. Слева – село Новое, где еще в 1848 году построили церковь Преображения. Не так уж давно, в 1966 году, в ней обнаружили икону Спаса Нерукотворного. Специалисты Третьяков­ской галереи датировали ее XIII веком!

Через тройку километров от Нового – Игнатцево. Тут идет районная «стройка века» – основная школа, девятилетка, на 80 мест с детским садом. Для детей из десяти окрестных населенных пунктов. Старая школа – деревянная – ровесница Владимира Ильича Ленина, постройки 1870 года. Как сохранилась – уму непостижимо! Видно, постарались мужики, когда возводили ее. В новой школе будет котельная – внизу, в подвале, на угле и дровах. Особая гордость – огромный спортзал. Не только для учеников, но и для взрослых. Как заметил глава района Леонид Щербаков, показывавший нам школу, «чтобы люди меньше в бутылку смотрели!».

В Игнатцевском Доме культуры гостей села встречают с программой «Сундук веселья». Есть здесь народный хор, где не только поют­танцуют, но и играют на самых, казалось бы, далеких от музыки инструментах – вальке, глиняных горшках, косе, граблях... Поют смешные частушки. Заводила хора Виктор Петрович Шушунов (на нижнем снимке), бывший председатель здешнего колхоза, в косоворотке, с поясом­оберегом запевает, обращаясь к артисткам­пенсионеркам:

– Девочки­девчоночки, отбили мне печеночки. Может быть, в последний раз я на вечерочке у вас!..

Затем гостей зовут к столу, а там такие аппетитные пирожки, грибки соленые. Все это идет под игнатцевский фирменный 30­градусный напиток – буквальным образом «артистично» приготовленную клюкву на меду. Виктор Петрович родом из Сибири, служил здесь в армии, остался. Его «мама Тома» была секретарем комсомольской организации. У них пятеро детей – три дочки и два сына. Чтобы не скучать, держат двух коров, двух телят, два десятка кур. И уже двадцать лет они в народном хоре. Шушунов сам сочиняет частушки, поет страдания. О чем страдает? Говорит: о жизни колхозной.

За Игнатцевом, на перепутье дорог, издалека видна посреди старинного села Семеновского Троицкая церковь. Сейчас тут идет реставрация колокольни. Сюда 22 июня приезжал на свой день Ангела архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл. Он отслужил Божественную литургию, затем был проведен крестный ход, после которого состоялась общая трапеза. Несмотря на жаркую погоду, в церкви негде было яблоку упасть. Храм этот, построенный в 1812 году, выбран владыкой не случайно. В нем два придела – Семена Богоприемца и преподобного Кирилла Белозерского, ученика Сергия Радонежского. Это второй визит архиепископа в Семеновское. Два года назад он приезжал сюда для освящения нового здания школы и совершил водосвятный молебен. Матушка Мария, супруга нынешнего настоятеля Троицкой церкви отца Валерия, рассказывает:

– До сих пор переживаю впечатления. Радость и блаженство на душе. И наш гость пребывал в отличнейшем настроении. Был очень любезен со всеми.

После службы именинника поздравили, преподнесли подарки. Семья батюшки Валерия подарила корзину с очень красивыми лилиями и икону преподобного Кирилла Белозерского, заказанную в Ярославле. Всех умилила скромность высокого священнослужителя. Ему приготовили кресло во главе стола для важных гостей. А он взял и сел где­то с краю с бабушками­дедушками и сирыми людьми... Пересесть отказался.

Когда­то в Семеновском ежегодно проводились огромные ярмарки. Здесь пересекались дороги в Пошехонье, на Рыбинск, Ярославль и Вологду. Сейчас раз в неделю на торжище съезжаются, как их называют тут, коробейники. Нелля Ахапкина, сотрудник Первомайской администрации и краевед по призванию, рассказывает, что в 1929 году решался вопрос: где быть Первомайскому райцентру – в Кукобое или в Семеновском? Выбор пал на Кукобой, так как там, в пятнадцати километрах, железнодорожная станция Бакланка.

За Семенов­ским, там, где Ухтома делает крюк, при дороге разместилось Великое село, принад­лежавшее во времена оные Кирилло­Белозерскому монастырю. Извилистая река пересекает дорогу у села Всехсвятского. Здесь печальной романтикой дышат руины, свидетели старины. Барские пруды, остатки березовой рощи, окружавшей их. Был у малого пруда кирпичный заводик. Глину брали с берегов Ухтомы. Так жители села и построили на свои средства храм во имя Рождества Христова. Его потом, в советские времена, разрушили.

А вот и Кукобой скоро. Перед селом, налево, поворот: деревня Рябинки, родина знаменитого местного богача и мецената Воронина. О жизни, браке, богатстве и благодеяниях этого человека ходят легенды. Но как бы там ни было, имя его навсегда вошло в историю края благодаря величественному Спасскому собору, построенному в Кукобое (верхний снимок). Это пункт номер один в программе посещения старинного села. Собор и поныне прекрасен, хотя нуждается в средствах для реставрации. Вопрос об этом поставил сам губернатор, вероятно, пораженный красотой храма. В районном отделе культуры говорят, что уже есть принципиальная договоренность о финансировании работ по реконструкции. Сумма пока неизвестна, но упоминают, что должно хватить на реставрацию в этом году центрального и бокового шатра колокольни Спасского собора. Во всяком случае он значится в постановлении администрации области о реставрации памятников, в разделе «Сельские церкви». А вот что касается фасада – здесь закавыка в виде кирпичей, из которых сложен собор. Их завезли на строительство издалека. Рецепт изготовления их неизвестен, но сейчас они под влиянием времени и непогоды расслаиваются.

В Кукобое прекрасный краеведческий музей, созданный силами педагогов местной школы. Несмотря на многочисленные материалы, собранные в нем, до сих пор окутаны тайной возникновение и деятельность коммуны в деревне Захарьево, что неподалеку. Вначале ее история освещается хвалебными очерками в газетах. Так, в номере за 8 марта 1929 года в «Северном рабочем» автор статьи «Бабья коммуна» делает лирическое отступление: «Об этом еще нет песни, простой и прекрасной, которая бы рвалась с языка и дарила безудержную радость...» Речь шла о восьми женщинах во главе с Анной Соловьевой, учительницей приходской школы, которые зарегистрировали в 1923 году коммуну имени Крупской. Первую корову купили, продав пальто Соловьевой. А первый трактор в районе приобрели на пять тысяч рублей, полученных от Надежды Константиновны Круп­ской. Мужчин в артель не принимали, как ни странно, только женщин. Но в 1931 году все семнадцать коммунарок оказались в ОГПУ, привлеченные по поводу контрреволюционной деятельности. Их обвиняли в подготовке открытия монастыря ко времени падения совет­ской власти. Якобы это была тайная религиозная община, действовавшая с разрешения патриарха Тихона. А женщины – духовные дочери архимандрита Николая, настоятеля Павло­Обнорского монастыря, объединившиеся еще в 1921 году с его благословения. Их осудили: дали по три года лагерей. Анне Соловьевой – пять.

Точка в этой истории еще не поставлена: то ли действительно коммуна была тайным женским монастырем, то ли необычная артель попала под пресс подозрения, который уже в начале тридцатых годов начинал давить людские судьбы. Обо всем этом посетитель школьного музея в Кукобое может сам поразмыслить, изучая выставленные материалы...

Итак, кукобойский юбилей. Среди участников пышной торжественной части были и Ярослав­ский государственный театр кукол со спектаклем «Жили­были дед да баба», и знаменитая вокальная группа «Че те надо?», которая в прошлом году в здешних живописных местах снимала клип на свои песни – на тему жизни Бабы Яги. Конечно же, город мастеров, среди которых известный мастер гончарного и кузнечного дела из Мышкина Василий Теркин. В Доме культуры – персональная выставка мастера деревянного зодчества Леонида Алексеевича Костицына.