Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 01 июля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/3821/

Корабль, что дом родной

рубрика: Общество
Автор: Андрей СОЛЕНИКОВ

Буксир-толкач ОТА-892 «Озерный» принял нас на борт, не подавая трапа. У этой громадины с надстройкой выше трехэтажного дома фальшборт оказался вровень с высоченным пирсом Ярослав­ского речного порта. Толкач-работяга весь день пыхтел по жаре, проводя по Волге составы барж с песком, добытым со дна реки, и теперь два его могучих дизеля отдыхали, отдавая жар машинного отделения вечерней прохладе.


В Ярославль корабль привезли пять лет назад с Камы на буксире в совершенно не годном к плаванию состоянии. Дизеля не работали, трюмы были заполнены водой. Только стальной обшивки корпуса пришлось заменить 90 квадратных метров! Неудивительно, что почти вся команда капитана Александра Кругликова – сегодня лучшая в порту – создалась на ремонте этого судна.

– Тогда, в 2002 году, мы все здесь и собрались – из Рыбинска, Тутаева, Ярославля – бывалые речники, принимали этот корабль, – вспоминает Александр Михайлович. – По-моему, каков экипаж, таково и судно. Самое главное – не техника, а люди. А у нас коллектив собрался замечательный. Все мои командиры – опытные волгари: сменные механики-капитаны Константин Егоров, Игорь Брюков, сменный капитан Виктор Гриняев. Еще относятся к комсоставу первый помощник механика по электрооборудованию Максим Власов и третий помощник механика по электрооборудованию Максим Лисицын. Это люди, на которых я полагаюсь, которые полностью могут меня заменить и знают судно до каждого винтика. Все вместе со мной целую зиму готовят буксир, и эта подготовка решает, будет ли навигация успешной.

В представлении обывателя капитан – это человек за штурвалом. На самом деле капитан – это командир всего корабля, а вахту в рубке несет рулевой-моторист. И каждый из рулевых должен знать фарватер и плес, уметь управлять судном в условиях реки, озера, канала, шлюза. Сегодня на вахте рулевой-моторист Николай Павлов.

– У меня в команде это самый незаменимый специалист во время подготовки судна, – похвалил рулевого Кругликов. – Он и газосварщик, и газорезчик, знает все механизмы. Ну и весь коллектив во главе с механиком Константином Егоровым принимает участие в ремонте. Рулить ведь нетрудно, а вот разобраться в машине – самое сложное. Константин отвечает за дизели – сердце корабля. Буксир наш уже старенький, 1965 года постройки, а два его дизеля еще старше – немецкие, 1956 года выпуска. Последний капремонт прошли в 1988 году. Силовая установка – это такая махина. Одна головка цилиндров весит около 300 килограммов. И нам приходится их талями снимать при ремонте. Представляете, какой труд! Собираем пять – шесть человек и весь ремонт ведем своими силами. Делаем для себя, и поэтому – очень ответственно.

На судах капитан трудится с 1969 года, после окончания училища им. Калашникова в Рыбинске. За это время был только один перерыв – на два года службы в армии. Начинал рулевым-мотористом. Водил суда по Волго-Балту из Белого моря в Азовское. Большинство членов экипажа – его однокашники, тоже выпускники Рыбинского училища речного флота. До буксира-толкача был у Александра Михайловича буксир «Шлюзовой».

– Все корабли, на которых я когда-нибудь ходил, мне нравились. «Шлюзовой» – судно не такое мощное, но зато маневренное, на нем можно ювелирные операции делать. Этот корабль люблю за мощность. У него водоизмещение 480 тонн, он легко тащит состав из двух барж по четыре с половиной тысячи тонн каждая.

– Проблем в семье из-за долгих командировок не бывает?

– Нет, дома у нас все в порядке. Жена-красавица, два взрослых сына и два внука растут, старшему уже 15 лет.

Эту навигацию буксир начал на Волге и на канале им. Москвы. Возил песок на первый Московский асфальтобетонный завод. Это старый партнер Ярославского речного порта. В 2002 году, когда сформировалась команда Кругликова, рейсы обновленного «Озерного» в основном были связаны со строительством Московской кольцевой автомагистрали. Но бывают походы и подальше. В навигацию прошлого года ОТА-892 трудился на Каме, возил гравий строителям Татарии. В таких командировках корабль становится для его команды домом. А что за дом без кухни и хорошего повара.

– Если капитан – первый после Бога, – шутит Александр Михайлович, – то наш кок Елена Тихомирова – первая после меня.

Пять лет назад Елена Николаевна здесь, на борту «Озерного», познакомилась с моряком дальнего плавания Андреем Евстратенко и стала его женой. Находившись вдоволь на большом мор­ском пароходе из Владивостока по всей Юго-Восточной Азии, Андрей вернулся в родные ярославские края. Родом он из поселка Петровское. Но настоящим родным домом и судьбой стал ОТА-892.

Вахта в дальней командировке длится неделю, в течение которой экипаж днюет и ночует на борту с короткими увольнениями на берег. Шесть часов работа, шесть – отдых: лови себе рыбку, в кино сбегай на берег, искупайся в реке. Неделю спустя на судно прибывает на автобусе сменная бригада из Ярославля. Судно с дисциплинированным и опытным экипажем охотно арендуют многие компании на Волге и Каме.

Завтра, в День работников речного флота, Александр Кругликов и его команда поведут свой буксир в Самару – возить нефтеналивные баржи. Семь футов вам под килем, волгари!

Комментарии