Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, пятница, 21 июля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/4050/

Пятая колонна на пути возрождения завода

рубрика: Общество
Автор: Полина АРБАТОВА

Об общежитии ОАО «Ярославский судостроительный завод», расположенном по адресу: ул. Корабельная, д.11, областные СМИ пишут и говорят очень много. Дело в том, что его обитатели настойчиво предъявляют претензии собственнику здания и требуют проведения ремонтных работ с целью улучшения бытовых условий. Мы решили разобраться, почему уже в течение двух лет эта проблема стоит на повестке дня. Побывав на месте, мы встретились как с жильцами, так и с представителями заводской администрации.


За два года немногое изменилось во внешнем облике общежития: те же ободранные стены мрачных тонов, заколоченные фанерой окна мест общего пользования, гнетущая атмосфера. Удручающее впечатление с лихвой дополняют неосвещенные коридоры (лампочки здесь воруют с завидной регулярностью), незакрытые краны и разбитые унитазы в санузлах, исковерканные электроплиты на кухнях, свалки какой­то рухляди в постирочных.

Хотя, нужно отдать должное, совместными усилиями руковод­ству предприятия и инициативной группе жильцов во главе с заведующей общежитием Юлией Раджабовой удалось сдвинуть дело с мертвой точки: отремонтирована кровля, приведен в порядок вход в здание, установлены новая входная дверь и домофон, по заявкам жильцов регулярно устраняются неисправности сантехнического оборудования. В настоящее время в подвале общежития полным ходом идут работы по ремонту трубопроводов тепло и водоснабжения.

Однако до радикального улучшения бытовых условий еще очень далеко. Сегодняшние финансовые возможности завода не позволяют выполнить все требования жильцов.

– Дело не только и скорее не столько в финансовых возможностях предприятия, – отмечает заместитель генерального директора по финансам Вячеслав Карпов. – Единственное сохранившееся у нас общежитие рассматривается как неотъемлемый актив предприятия, крайне необходимый для его производственной деятельности. В условиях сегодняшнего дня общежитие – наш единственный жилой фонд, где мы можем размещать заводских и привлекаемых рабочих и служащих, а также командированных на предприятие специалистов. И поэтому завод прилагает титанические усилия, чтобы сохранить его в надлежащем виде.

Однако проблема в том, что подавляющее большинство проживающих в общежитии не являются сотрудниками нашего предприятия, многие по существу оккупировали помещения только им известными путями. Соответ­ственно, руководство завода не располагает действенными рычагами административного или общественного воздействия, чтобы заставить их бережно относиться к жилому фонду и соблюдать общепринятые нормы совместного проживания. И сколько бы средств мы ни направляли на ремонт и поддержание здания в приемлемом состоянии, наши усилия обречены на неудачу: отремонтированные объекты общежития вновь становятся жертвами вандалистских атак жильцов, деньги, избыток которых сегодня завод не ощущает, попросту выбрасываются на ветер.

В результате вместо неоднократно выбитых стекол на лестничных площадках в окнах вновь появляются щиты фанеры, опять срываются водопроводные краны, ломаются электроплиты, срываются информационные щиты, выводятся из строя средства противопожарной безопасности и так далее.

– Давайте не будем путать святое с праведным, – заявляют на заводе. – Среди жильцов общежития наших заводских рабочих и служащих можно по пальцам пересчитать, а остальные ведут себя как настоящие оккупанты. Это – своего рода «пятая колонна». Установленные заводом правила проживания в общежитии ими полностью игнорируются.

Нашему взору предстает типичная для общежития картина: в единственной из обитаемых в секции комнат – № 2 теплая компания из трех человек. Правда, третий уже недвижим и лежит по пояс раздетый на диване. К хозяйке явились гости. Не хватает лишь мужа дамы – он якобы на работе, причем не на судостроительном заводе. В комнате № 1 зарегистрирован человек, который на заводе не работает уже лет десять, да и работал­то всего пару лет. В удерживаемой им комнате не живет и, видимо, поэтому считает ненужным платить за нее. Сумма задолженности – 30 тысяч рублей. В комнате № 3 квартирует... ротвейлер, хозяйка которого де­факто проживает, очевидно, в более комфортных условиях и периодически приходит сюда навестить одинокого квартиранта.

Двумя этажами ниже в комнате, которую язык не повернется назвать приличной, с открытыми настежь дверями сидит Наталья Лефтяева. Здесь на 11 метрах зарегистрированы еще и сын с женой. За троих должны платить около полутора тысяч рублей в месяц, долг заводу за проживание составляет 32 тысячи. Однако это не мешает хозяйке помещения, когда­то работавшей на заводе, требовать проведения ремонт­ных работ.

Еще колоритный пример: один из жильцов – господин Аширов оккупировал «красный уголок» общежития и самовольно без разрешения администрации осуществил в нем перепланировку, умудрившись оборудовать себе индивидуальный санузел. Кстати, на судостроительном заводе не работает и не работал, служил в пожарной части.

Ирина Долинская за несколько лет заплатила за комнату два раза – по 500 рублей, долг – 37 тысяч. К заводу никакого отношения не имеет. Администрация показала нам целую кипу жалоб на нее от соседей – на антисанитарию, разгульный образ жизни, грубое обращение с детьми, а также ответы участкового инспектора, проводившего с этой дамой «профилактические беседы». Как оказалось, дамочка – большая любительница жалоб на несовершенство бытия в своей секции и переписки со структурами власти вплоть до администрации Президента страны.

– Предприятие несет на своих плечах огромные затраты по ремонту общежития и подготовке его к зимнему периоду, – комментирует ситуацию главный инженер завода Сергей Кузьмин. – Пытаемся навести элементарный порядок. Однако наши предложения встречаются в штыки: организуем пропускной режим и охрану – нас обвиняют в установлении тюремных порядков, вводим договоры найма жилья – на нас катятся обвинения в попытках выселить жильцов. Кто­то приводит сожителей, а дополнительные издержки за водоснабжение и энергопотребление ложатся на плечи завода, так как жильцы за них платить не желают. Между тем тарифы у нас – на уровне муниципальных, платежи за коммунальные услуги – по фактическим затратам. А на 1 июня текущего года общая сумма задолженности жильцов составляет 1 млн. 135 тыс. рублей!

Сначала они ломают все вокруг в общежитии, затем жалуются на отсутствие внимания со стороны предприятия к их проблемам, после чего строчат слезные жалобы в прокуратуру, мэрию, депутатский корпус, структуры, отвечающие за соблюдение требований противопожарной безопасности, и санэпид­станцию, а после всего этого еще и препят­ствуют выполнению нашими рабочими решений, принятых в соответствующих инстанциях по их жалобам. Затем начинается новый цикл, и все повторяется опять.

Ну а как же с сотрудниками расположенного рядом лицея, которые в мае – июне стали основными действующими лицами телерепортажей из общежития и обвинили заводское руководство в выселении их на улицу? Пожилая женщина, вспоминавшая в объектив телекамеры о былых заслугах мужа­кораблестроителя, забыла сказать, что речь шла лишь о переезде на другой этаж в связи с запланированным ремонтом помещений по просьбам самих же проживающих в общежитии. Как оказалось, супруги в свое время получили от завода квартиру, но из общежития выписаться забыли – удерживают комнату для подрастающего поколения. У Г. А. Речкиной, к примеру, которая жаловалась, что ее с двумя детьми выгнали на улицу, есть отдельная квартира на проспекте Фрунзе, оформленная на ее сына Н. И. Кузнецова еще в 2002 году.

А учащихся лицея, которые в свое время проживали на этом этаже, давно уже здесь не видели. Как зафиксировано актами проверок, вместо них комнаты удерживали и сдавали в поднаем без согласия собственника сын начальника лицея, племянники и дети руководства учебного заведения. Не знают на судостроительном заводе и таких корабле­строителей, как М. Березина, О. Шаверина, и прочих персонажей упомянутого выше телешоу.

Как считают на заводе, истоки агрессивного вандализма проживающих в общежитии носят вполне целенаправленный и объяснимый характер. Так называемая пятая колонна действительно существует. В общежитии сформировалась группировка жильцов, которые поставили своей целью отнять у предприятия принад­лежащую ему собственность. Алгоритм действий очень прост: создать такую обстановку в общежитии, которая не оставляла бы предприятию никакого иного пути, кроме как передать его в муниципальную собственность. Далее последует приватизация, а затем и продажа «прихватизированных» помещений.

Интересно, что после описанных выше событий заводчане стали свидетелями тривиальной провокации: от имени лидера «Соцсопротивления» и Движения общежитий Ярославля Ивана Овсянникова в Интернете было опубликовано фальшивое объявление о готовящейся продаже здания общежития со ссылкой на телефон и фамилию «сотрудницы завода», давно уже на предприятии не работающей. По всей вероятности, те же люди привлекли к участию в недостойной телеакции молодежь, которая, не обладая достаточным жизненным опытом, легко реагирует на любой радикальный призыв к прямым дей­ствиям.

Все это было бы смешно, если б не было так грустно. В завод­ской администрации лежит множество заявлений с просьбами предоставить комнаты в общежитии от молодых специалистов, в которых сейчас так остро нуждается предприятие. Вот сборщик корпусов, прекрасный человек, проживает с двумя детьми в частном доме без удобств. Вот один из лучших сварщиков с пятнадцатилетним стажем, живет с тремя детьми в комнатке у своих родителей. Вот мастер из Рыбинска снимает квартиру за пять тысяч рублей. А сколько приглашенных специалистов из Нижнего Новгорода, Феодосии, Северодвинска живут в невыносимых условиях и приходят невыспавшимися на работу!

– С целью наведения элементарного порядка в общежитии мы неоднократно обращались в администрацию Фрунзенского района с просьбой предоставить официальные данные о зарегистрированных в нем гражданах, – говорит секретарь совета директоров ОАО «Ярославский судостроительный завод» Валентина Пьянникова. – Однако в ответ на наши обращения мы получили формальные отписки. Правда, следует отметить, что направленное в январе 2006 г. в мэрию Ярославля провокационное письмо «оккупантов» с призывом включиться в борьбу с собственником общежития было адекватно воспринято сотрудниками городской исполнительной власти, предоставившими авторам вразумительный ответ по существу выдвигаемых ими претензий.

Администрация предприятия верит, что правда восторжествует, а общественные и государ­ственная инстанции не будут препятствовать возрождению крупнейшего в районе предприятия, которое выполняет военные заказы и напрямую участвует в укреплении обороноспособности страны.

– Сегодня, когда спонтанно возникающие общественные движения нередко эксплуатируются для пиаровских кампаний с целью реализации политических претензий, а нередко и исходя из чисто корыстных соображений, бывает трудно разобраться в подоплеке того или иного социального противостояния, – считает Вячеслав Карпов. – Как говорили наши предки, зри в корень. А корень здесь находится неглубоко от поверхности и виден невооруженным глазом: стремление немногочисленной группы людей, окопавшихся в общежитии предприятия, отнять у него жизненно важный с производственной точки зрения актив. Не хочется желать успеха им и их подельникам в этом деле.