Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, вторник, 25 июля 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/4076/

С «лейкой» и блокнотом

рубрика: Общество
Автор: Инна КОПЫЛОВА

В сборнике стихов, который Александр Петрович Разумов выпустил как раз к своему шестидесятилетию, есть такие строки: «Жизнь удалась? Или не очень?// Спроси себя в который раз.// Построен дом, есть сын и дочка,// Березка прочно прижилась...» Себе ответить всегда, наверное, трудно – неудачи помнятся больше, чем победы, и, наверное, можно было бы сделать больше, если бы не суета или откладывание на завтра...


А со стороны судить еще труднее, даже если знаешь человека с комсомольских лет, если на работе сидишь через стенку. Но перед юбилеем­то можно проявить любопытство.

Александр Разумов родился в театральной среде: отец – актер, мать – администратор, дед – театральный парикмахер. В семье он был третий, младший сын, наверное, баловень и любимчик. И не сразу понял, что дома было вовсе не так спокойно и безопасно. В 1936 году арестовали и выслали деда – за не там рассказанный анекдот. Семье запретили жить в Ярославле. Поэтому и Иваново появилось на пути. Когда дед вернулся, и они вернулись в Ярославль. Но все боялись – как бы не пришлось повторить пережитое.

Троих сыновей мать уже тогда растила одна, и, конечно же, нелегко это ей давалось. Но у Саши, видно, были актерские гены – иначе откуда бы взялась труба и музыка в его жизни.

Но труба его и подвела. Поступил в девятый класс 43­й школы, и через две недели директор решительно исключил его – не ездил летом на работу в подшефный колхоз. А он­то со своим оркестром из город­ского Дома пионеров все лето играл в пионерских лагерях. Но оправдываться не стал – уже тогда характер был неслабый. Ушел учеником токаря на завод, доучивался в школе рабочей молодежи.

Именно в те годы трубу потеснил фотоаппарат. Фотографировать стал в тресте «Оргтехстрой» – новая техника в строительстве, передовики производства. Там, с высоты подъемного крана, рассмотрел свою будущую профессию – снял панораму строящегося Северного жилого района и представил фотографию на выставку в газету «Юность». С того дня снимки его стали часто появляться в газетах, на телевидении, постепенно из подписей к ним начали вырастать репортажи и корреспонденции.

Филфак пединститута окончил заочно, на работу поступил в многотиражную газету «Строитель», затем – в ярославское сельское «Красное Знамя». Когда­то «за село» в школе пострадал, теперь к нему вернулся: исходил и изъездил весь район, узнал интересных людей, и его узнали. И снова поворот в судьбе – избрали Александра вторым, потом первым секретарем райкома комсомола, затем заведующим отделом пропаганды райкома партии.

Но журналистика уже не отпустила его: из обкома партии ушел главным редактором областного радио, в перестроечные годы пришел вкус к издательским делам: стал редактировать книги ярославских писателей и поэтов Валерия Замыслова, Ивана Смирнова, Евгения Гусева, Эммы Марченко, Владимира Лебедева, мемуарные сборники ветеранов­ярославцев.

Наверное, каждая новая книга для редактора – как подарок. И толчок к тому, чтобы и свое имя увидеть на титульном листе. Разумов начал с литературы для детей – занимательные по смыслу, изящные по оформлению, легкие по языку книги – о цене времени, о законах дороги. А вот про разумовские стихи как­то ничего не было слышно – говорит, что писал их с юности, но публиковать не решался. Теперь выпустил: лирические зарисовки о своей жизни, воспоминания о разных странах, о встречах и расставаниях. К юбилею сделал еще подарок самому себе: закончил роман «Мазохист», в котором есть и оценка пережитого, и счет ошибок и удач, и размышления о времени и о себе в нем.

А еще последние десять лет он возглавляет ярославское отделение Союза журналистов России. Организацию пришлось возрождать буквально из развалин. Но зато теперь у журналистов области есть свой союз, куда можно обратиться с любыми профессиональными проблемами.

Так что юбиляру не до легких радостей. Но, я надеюсь, он выдержит. Мы только что убедились в его мужестве и стойкости. Мартовская журналистская конференция при его активном участии подняла множество нерешенных проблем. И никто не знал, что у самого Александра Петровича была особая ситуация – накануне тяжелой операции. Он вернулся, и мы желаем ему здоровья и новых строк.