Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, среда, 05 октября 2005
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/41/

В школу за деньгами не ходят

рубрика: Общество
Автор: Екатерина АБРАМОВА

При огромной нехватке педагогов в нашей стране в еще большем дефиците среди таковых мужчины. На вчерашнего студента, отправляющегося из родного вуза прямиком в школу – нет, не сель­скую, там-то как раз все понятно (отсрочка от призыва), а в городскую, – смотрят с удивлением. Вот, мол, чудак, не за деньгами пошел, а детишек учить. Почему он сделал такой выбор и как себя чувствует в роли учителя, мы спросили Артема Хортова, который вот уже месяц обучает мальчиков и девочек английскому языку в брагинской школе № 80.


В детстве Артем хотел стать военным и даже два года проучился в кадетском классе в тутаевской школе. Но, узнав поподробнее о жизни людей в форме, сделал вывод, что круг их общения довольно ограничен, а это суперкоммуникабельного школьника никоим образом не устраивало. Решил выучиться на юриста. Но тут вновь загвоздка: радовало, что история будет преподаваться в огромном объеме, но огорчало, что любимый с начальной школы английский окажется забытым. Выбрал идеальный вариант – «история плюс английский» на истфаке ЯГПУ.

Впрочем, мечта изучать законы тоже сбылась – в следующем году молодой человек получит диплом о втором высшем. При этом он умудряется преподавать язык не только в школе, но и в университете, а еще учится в аспирантуре. Однако когда общаешься с Артемом, язык не поворачивается спросить, как же он все успевает. Сразу видно: успевает, да не в ущерб качеству. Зато вопрос о смысле таких интеллектуальных нагрузок остается актуальным.

– В моем представлении успешный человек должен быть всесторонне развит и хорошо образован, – отвечает Артем. – Если говорить о конкретном образе, то для меня это государственный служащий – деловой человек в дорогом костюме. Таковым я себя и вижу. Но это в перспективе. А сейчас я прежде всего учитель и выполняю свою задачу по максимуму.

В том-то и дилемма: мало для кого из новоиспеченных педагогов посвятить свою жизнь учительству есть главная цель. Но примечательно, что у Артема это естественным образом вписывается в его жизненную концепцию.

– Преподаватель­ская деятельность необходима, если хочешь чего-то добиться в жизни. Она способствует умению общаться с людьми, правильно держать себя с аудиторией, излагать сложное простым языком. В конце концов, великие Мао Цзэдун и Муссолини тоже учительствовали.

Конечно, последнее заявление следует воспринимать не иначе как шутку. Ибо проскользнувшие в разговоре диктаторы – отнюдь не светочи педагогической мысли, к тому же хоть и имеют славу, но крайне дурную. А вообще для себя в истории как самый положительный пример Артем выделяет Александра II, реформировавшего армию, победившего в русско-турецкой войне и отменившего крепостное право – «при нем на Россию стало возможно смотреть без стыда».

Молодой человек признается, что история ему ближе, но, к сожалению, после вуза оказались востребованы лишь его «языковые» таланты, которые развивались в том числе и благодаря неоднократным поездкам за границу.

– После четвертого курса я ездил в Америку работать вожатым, – вспоминает Артем. – Когда летели в самолете, по телевизору шел фильм на англий­ском, и я совершенно ничего не понял. Я был в шоке. Зато через четыре месяца уже свободно все понимал и легко общался с коренными жителями. Фильм, который показывали на обратном пути, не вызвал никаких затруднений.

В роли учителя Артем, как и другие студенты, дебютировал на педпрактике. С классом у него сложились замечательные отношения. Тогда студент и понял, что педагогика – дело колоссальной важности.

– Я убедился, что в моих силах прививать школьникам любовь к Родине, развивать патриотизм, открывать что-то новое да просто интересно наблюдать, как зарождается у них вкус к твоему предмету.

Своих нынешних учеников молодой специалист держит в ежовых рукавицах. За один месяц он успел отучить их не выполнять домашние задания. Может, еще отобьет страсть к курению. По крайней мере, перед его уроком ребята перестали «дымить». Строгий учитель сразу предупредил: чтобы на уроке от вас не пахло дымом, это мешает другим заниматься. Надо ли говорить, что сам Артем Александрович этой вредной привычки не имеет.

Естественно, он понимает, что учительской зарплаты на жизнь не хватит, а потому подрабатывает. На провозглашенную главой государства прибавку педагогам особо пока не рассчитывает: есть сомнения, что слова воплотятся в дело. Хотя признается: не столь это и важно.

– Если бы мне нужны были только деньги, я бы здесь не работал, – говорит Артем. И добавляет: – У меня в школе была учительница, которая часто говорила такую фразу: «Для дебилов повторяю еще раз...». Я на нее не в обиде. Наоборот, она позволила мне понять, что таким учителем быть нельзя. Я согласен с теми, кто говорит, что плохих учеников не бывает, есть плохие учителя.

И думается, что если Артем Хортов будет всегда следовать этому принципу, его ждут большие удачи на педагогическом поприще.