Ярославская областная ежедневная газета Северный Край, суббота, 19 августа 2006
Адрес статьи: http://www.sevkray.ru/news/5/4404/

Теперь, сынок, ты будешь жить в общаге

рубрика: Общество
Автор: Полина ВАЧНАДЗЕ, Юлия КИБРИК, Светлана ОВЧАРЕНКО, Андрей ПРОВОРОВ

Лет десять назад среди российской молодежи был популярен французский сериал «Элен и ребята». Школьники с повышенным вниманием следили за жизнью заграничных студентов в общежитии и мечтали о том, как здорово, что через несколько лет и они будут жить в таких же комнатах. Евроремонт, исправный душ, хорошая мебель и телефон – чем плоха жизнь в общаге?


Российская действительность оказалась не такой оптимистичной. Классика жанра – изрисованные стены, горячая вода по праздникам, один туалет на весь этаж, жалобно скрипящие кровати. И жуткая антисанитария.

Можно, конечно, обвинять во всем студентов – мол, сами за собой не убирают, считая, что раз живут не дома, то можно смело кидать весь мусор на пол. Отчасти это так. Но лишь отчасти.

Студенты ежемесячно вносят плату за проживание в общем доме, тем самым оплачивая и труд уборщиц. Но в некоторых общагах Ярославля женщин в синих халатах и со швабрами в руках ребята называют призраками – вроде бы в них все и верят, но видят очень редко.

Больным остается вопрос о необходимости капитального ремонта в большинстве студенческих общежитий. Ведь многие из них были построены более полувека назад. Впрочем, чиновники считают, что студенты и до этого в экстремальных условиях жили, и сейчас проживут. На то они и студенты. Но ведь студент – тоже человек. И он пришел в вуз учиться наукам, а не борьбе за свое выживание.

Во всех общежитиях Ярославля введен строгий пропускной режим. С одной стороны, это, конечно, плюс – не войдет никто чужой, не возьмет то, что плохо лежит. Хотя воровство является большой проблемой общаг – выбегая на пять минут на кухню, студенты одного из корпусов общежития педуниверситета, где мы побывали, за­крывают двери на ключ. Береженого бог бережет. Но сейчас не об этом даже речь. Почему совершеннолетний, самостоятельный человек должен приходить в общагу не позднее одиннадцати часов вечера? Придешь пять минут двенадцатого – не пустят. И никого не интересует, почему ты опоздал. И никого не волнует, где ты проведешь ближайшие семь часов – дверь откроется только в шесть утра и тогда – милости просим домой.

С июня этого года в Санкт-Петербурге начала работать «горячая линия», по которой можно будет сообщить о всех проблемах, с коими сталкиваются студенты, проживающие в общежитиях. Вот так смотришь на наши общаги и думаешь: может, пора и в Ярославле ввести что-то подобное? Ну а пока добро пожаловать под крышу студенческой общаги. Корреспонденты «Северного края» посетили лишь некоторые из них, и вот что они увидели.

В ПОЛИТЕХЕ ВСЕ УЧЕНЬЕ С РАЗВЛЕЧЕНИЕМ

Общежития политеха поразили нас тем, что в каждом из них на первых этажах располагается какое-либо развлекательное заведение. В общежитии № 5 мы обнаружили музыкальный клуб и... гостиницу. Работники общаг отказались пояснить, кому они принадлежат и кто здесь развлекается и ночует, сославшись на то, что сейчас все начальники в отпусках, а кроме них никто подобной информацией не владеет. Внешне пятая общага очень отличается от своих ближайших собратьев: выкрашенные стены и полы, чистые лестницы, отремонтированный фасад. Правда, показать нам комнаты, в которых живут студенты, вахтер категорически отказалась, как и не захотела отвечать ни на какие вопросы. Зато один из студентов старших курсов, живуший здесь постоянно, оказался весьма разговорчив:

– Эта общага еще относительно чистая. В этом году нам даже отремонтировали душевые комнаты и покрасили стены в коридорах. Но ремонт в комнатах студенты делают сами. Сами покупают краску и обои, сами и ремонтируют. Это уже в порядке вещей. Нам не то, чтобы приказывают это делать, но тактично советуют так, что отказаться невозможно. В целом мы на наше общежитие не жалуемся, оно у нас самое чистое, вот видели бы вы второй корпус!

Общежитие № 2 встретило нас грандиозной свалкой у входа. На первом этаже шел ремонт. Судя по размаху затеянного, к первому сентября работы не то что не прекратятся, а будут как раз в самом разгаре. Здешний вахтер также категорически отказалась отвечать на какие-либо вопросы и внутрь никого тоже не пропустила. Мы увидели лишь вывешенный на стене план эвакуации в случае пожара, но на шкафу с противопожарным инвентарем красовался амбарный замок.

В целом все общежития политеха произвели весьма удручающее впечатление. А от избытка в них гостиниц, кафе и игровых залов создалось впечатление, что студенты в вузе не учатся, а лишь развлекаются. На наши вопросы о том, живут ли в общагах гастарбайтеры, студенты отвечали утвердительно. Говорили, что часто комнаты держат пустыми для таких гостей, а студентов, нуждающихся в спальных местах, просто подселяют в соседние.

Сотрудники университета комментировать ситуацию отказались, лишь отвечали: «Общежития к приему студентов готовы». А за ответами на конкретные вопросы нас отправляли к заведующему студенческим городком или проректору. К сожалению, в настоящий момент все они находятся в отпусках, и такое ощущение, что за подготовкой общежитий к новому учебному году не следит никто.

В ЯРГУ ВЫВОДЯТ МОРОЗОУСТОЙЧИВОГО СТУДЕНТА

По сравнению с другими «домами студента» в общежитии ЯрГУ, что за Волгой, дела обстоят неплохо. В этом году поменялся комендант, и в общаге начались перемены.

К примеру, начался большой ремонт. Переделав фразу «Театр начинается с вешалки» на «Общежитие начинается со входа», решили перестроить крыльцо. Одновременно ремонтируют комнаты на первом этаже.

Одна из самых больших радостей студентов – исправно работающий душ. Причем функционирует он практически каждый день, а не как прежде: три дня в неделю. Изменилась и стоимость проживания в общаге. Раньше цена одного койко-места колебалась от 75 до 200 рублей в месяц, и было неизвестно, сколько попросят за следующий. Теперь для тех, кто учится на бюджетной основе, койка стоит 50 рублей, а для студентов-договорников – 400 рублей.

По инициативе студенческого совета прямо в здании общежития открылся магазин, в котором можно приобрести продукты и необходимые промтовары. Еще здесь сделали новую локальную сеть.

Но, увы, проблем в этой общаге тоже хватает. Здесь в последнее время значительно увеличилось количество краж. Если еще два года назад про них даже не слышали, то теперь, несмотря на ужесточение режима внутреннего распорядка, из комнат часто пропадают сотовые телефоны и другие ценные вещи.

С тоской ждут студенты и приближающуюся зиму. Нынче в морозы им пришлось очень туго, спать можно было только в пуховиках, потому что батареи в комнатах были чуть теплыми. Вдобавок к этому еще и электричество вырубалось, потому что все активно начали включать обогреватели, а проводка возьми и не выдержи.

И еще. Раньше в каких-то сложных ситуациях можно было просто подойти к коменданту и сказать, что тебя не устраивает. Часто, например, не уживались вместе соседи. Вопрос с переселением решался очень быстро. Теперь так не получается. Бывает, и до мордобоя дело доходит.

...А В ЯГМА НЕ БОЯТСЯ ИНФЕКЦИЙ

Если посмотреть на общаги медицинской академии, то можно сразу заметить, что их облик весьма отличен от привычного стереотипа о чистоплотности людей в белых халатах. При входе в общежитие № 5 нас поразил неприятный запах, исходящий не то из столовой, не то от мусоропровода, не то от туалетов. Но больше напугало не это. Пожилая и весьма добродушная женщина-вахтер, перед тем как пропустить нас внутрь, бросила весьма опрометчивую фразу: «Сейчас у нас в основном одни иностранцы живут. Они мальчики проворные, так что за вашу безопасность я не отвечаю. А так добро пожаловать!»

И все же первой на нашем пути встретилась студентка из России. Она и ее молодой человек были настолько заняты ремонтом своей комнаты, что сказали нам только то, что в общаге их устраивает полностью все. Видимо, наши студенты совсем неприхотливы, если они довольны обшарпанными стенами в коридорах и на кухнях, свалками из пивных бутылок и отваливающейся со стен плиткой. Похоже, их устраивает и то, что ремонт в комнатах они делают исключительно за свой счет.

Более разговорчивым оказался молодой человек по имени Николай, заканчивающий нынче ординатуру.

– Вообще-то здесь жить относительно неплохо, хотя, конечно, здание старое, построенное в 1987 году, поэтому стены и пол такие страшные. Ограничиваться только косметическим ремонтом – это то же, что ставить мертвому банки. Нужно все переделывать капитально. Конечно, я понимаю, что за проживание студенты-бюджетники платят всего лишь 30 рублей, аспиранты – 120, а ординаторы – 300 рублей в месяц, но надо все равно хоть как-то решать проб­- лему.

А в целом ребята в общаге живут дружно: знакомятся, влюбляются, женятся и даже детей рожают. В том году у нас было прибавление – родились аж 10 малышей! Профком без всяких проблем предоставил этим семьям совместные комнаты.

На наш вопрос о том, возникают ли между ребятами трения на национальной почве, будущий доктор ответил с присущим медикам юмором:

– Серьезных стычек не было ни разу. Лишь иногда, отметив какой-нибудь праздник, я и сам грешу тем, что подтруниваю над кем-нибудь. Пройду по коридору, крикну: «Аллах, Акбар!» Они на меня не обижаются, а сами иногда подкалывают. Можете спросить сами у них.

Бокс студентов-иностранцев резко отличался от жилища наших ребят. Первой, кого мы встретили, оказалась студентка из Индии. Она готовила на электрической плите какое-то национальное блюдо. Поскольку девушка еще очень плохо говорит по-русски, то мы зашли в соседнюю комнату. Дверь нам открыл приятный и очень гостеприимный молодой человек по имени Хасан. Он приехал учиться из Сирии, живет здесь уже 6 лет и знает все проблемы общежития не понаслышке.

– Жить здесь приходится, но нравиться это не может никому. Посудите сами, плита на кухне не работает уже 4 месяца, и чинить ее никто не собирается даже за деньги. Все готовят самостоятельно на маленьких плитках у себя в комнатах.

Нам стало даже не по себе: сколько раз по этой причине горели студенческие общаги! Неужели эти трагедии никого ничему не научили?! Кстати, ни на одном этаже мы не увидели ни одного (!) огнетушителя и плана эвакуации.

И все же на фоне общей разрухи комната Хасана показалась нам райским уголком, от восточных палочек шел приятный аромат, а вокруг была идеальная чистота. К слову, Хасан сказал нам, что за проживание иностранцы платят 300 долларов в год, а за обучение порядка двух тысяч долларов.

В общем, иностранные студенты показались нам очень приветливыми.

Студенты считают, что это лучшее общежитие. А вот в стоящее рядом общежитие № 3 нас пропустить категорически отказались. Но и то, что мы увидели в фойе первого этажа, говорило о многом. Бросилось в глаза объявление, в котором сообщалось, что единственный на все девять этажей душ работает строго по графику. Женские дни – понедельник, среда, пятница, мужские – вторник, четверг. Получается, помылся в четверг и ходи 4 дня грязный, ведь в выходные душ вовсе не работает. Но и в будние дни студентам, судя по всему, приходится отпрашиваться или убегать с занятий, чтобы просто успеть помыться, потому что время работы душа с 10 до 16 часов. В этом общежитии живет очень много семейных пар с маленькими детьми. Совершенно непонятно, как в таких условиях молодые мамы купают своих малышей, стирают пеленки и просто соблюдают привычные правила гиги­ены.

А ЗУБ-ТО ГНИЛОЙ

Может быть, кому-то и не понравится нарисованная нами картина студенческого бытия. Тогда добро пожаловать к разговору. А напоследок вот еще какое наблюдение.

Кто хоть что-то знает про Амстердам, может подтвердить, что это город «водных» традиций, а не только «квартал красных фонарей и легальные наркотики». Почему мы сейчас об этом заговорили? Все очень просто, здесь к решению проблем студенческих общежитий подошли с изрядной долей фантазии. Как оказалось, любовь голландцев к морю и всему водоплавающему частично помогла разобраться с расселением «бездомных» учащихся.

В Амстердамском университете решили одно из старых транспортных судов приспособить под... студенческое общежитие! Если затея удастся, то это будет как минимум 650 комнат с ванной и кухней. Правда, стоить такое жилье будет примерно 300 евро в месяц.

Может, и нам стоит подыскать какое-нибудь отработавшее свое суденышко и переселить часть студентов на Волгу или Которосль. Нет, кроме шуток. А то сегодня ситуация с общежитиями в Ярославле напоминает больной зуб: и чистят его регулярно, и снаружи-то он вроде белый, а посмотришь внутрь, окажется, что зубик-то погнивший.